Астерикс и Обеликс
(Начало)
К двадцать первому веку история похождений Астерикса и Обеликса занимала уже более тридцати томов и была переведена на сотню языков и диалектов. Французы давно считают двух комикс-варваров своей гордостью. Веселые варвары стали одним из символов страны, как Эйфелева башня или Собор Парижской Богоматери. Даже первый французский спутник назывался "Астерикс".
А символы могут быть любыми: неважно, что исторические галлы никогда не заплетали косичек, а вместо красивых поясов носили помочи.
Такой успех не мог оставаться в рамках комикса. Уже в 1967 году вышел (первый из семи) полнометражный анимационный фильм - "Астерикс из Галлии", который поставили сами авторы. Затем они выпустили еще один фильм. Для производства своих фильмов Госсинни и Удерзо даже основали собственную студию "Идефикс", названную в честь забавного песика, с которым не расстается добряк Обеликс. Однако в 1977 году Госсинни внезапно умер, и Удерзо, отказавшись от режиссуры, продолжил книжную серию один. Но фильмы продолжали выходить: восьмой мультфильм, "Астерикс и викинги", вышел в 2006 году. Но к этому моменту храбрые галлы уже покорили и игровое кино. Рассказывают, что история про неразлучных друзей-галлов привлекла внимание знаменитого Клода Лелуша, а роль Астерикса мечтал сыграть сам Луи де Фюнес. Но великий комик ни за что не хотел скрывать свое лицо под значительным гримом, - и на этом дело застопорилось. Игровую экранизацию комиксов удалось осуществить только в конце двадцатого века. Постановку осуществил известный комедиограф Клод Зиди: Астерикса сыграл Кристиан Клавье, а Обеликса - Жерар Депардье.
Помимо чисто внешнего попадания в типаж оба актера, сделав героев живыми людьми, сумели сохранить их сказочную и "рисованную" сущность. В своей версии приключений неугомонных галлов режиссер сделал ставку на откровенную буффонаду и по возможности точное воспроизведение оригинальной "картинки" Удерзо. Разумеется, одним из главных аттракционов фильма стали спецэффекты. Появившиеся исключительно вовремя компьютерные технологии перенесли на экран фирменные комиксо-мультипликационные трюки. Например, могучие удары галлов "под эликсиром" заставляют римлян гроздьями разлетаться в стороны. Но, к сожалению, дальше таких затрещин и чудесных превращений шутки почти не идут.
"Астерикс и Обеликс против Цезаря" оказался самым дорогим и амбициозным европейским кинопроектом века: после него ничего подобного снять уже попросту не успели, начался век следующий. Тем не менее, лента имела успех, и в 2002 году последовало продолжение - "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра". Новый режиссер Ален Шаба подошел к делу более раскованно, чем его предшественник. Действие перенесли в Древний Египет, а клоунаду первого фильма потеснила легкая прозрачная ирония, отчего продолжение только выиграло. Его версия пронизана духом тонкой пародии и дарит зрителю радость понимания намеков. Депардье цитирует самого себя в роли Сирано де Бержерака, египтяне отплясывают под хит Джеймса Брауна, а финальная драка (на мой взгляд, излишне затянутая и откровенно скучная) - прямой перепев гонконгских боевиков. Несомненными звездами фильма стали брутальный Жерар Дармон и заводной Жамель Деббуз (глядя на экран, невозможно поверить, что у комика нет правой руки). Сам Шаба не упустил случая сыграть самого Цезаря. Фильм получился настолько ярким, а персонажи настолько выпуклыми, что заглавная неразлучная парочка даже слегка затерялась в этом красочном древнеегипетском карнавале.
(Продолжение)
А также Культуромания
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|