Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Шестнадцатый год издания 23.08.2014         № 2153   

Обезьяны, берущие палку

(Начало)
    С 1989 года прошло ровно 25 лет.
    За это время никаких подвижек философской мысли в области изучения разума не произошло.
    Вы точно так же, как и четверть века назад, можете найти десяток-полтора определений данного свойства человека, которые ровным счетом ничего не определяют.
    Например, такое:
    Разум (лат. ratio), ум - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
    Человечество остается в полном неведении относительно своего главного отличия от всего остального животного мира.
    И более того, появление компьютеров и огромного количества программного обеспечения к ним этот вопрос окончательно запутало.
    Потому что появилось множество интеллектуальных (в истинном смысле - интеллектуальных!) программ, помогающих человеку с его разумом общаться с неразумным "железом".
    Ведь "железо" (компьютеры) разумом не обладают - на сегодняшний момент в этом ни у кого нет сомнений.

    Возник потрясающий парадокс: разума у компьютеров наверняка нет, а интеллект - есть!
    И иногда такой заковыристый, что ставит в тупик даже продвинутых юзеров...

    Но давайте лучше поговорим о разуме у животных.

    Как-то совсем неожиданно в последние годы вдруг то там, то сям стали появляться сообщения, заметки, статьи и даже фильмы, посвященные этому неожиданному феномену.
    То вдруг в Африке обнаружили шимпанзе, охотящегося на рыбу с помощью примитивного гарпуна.
    То сообщают о каком-то примате (несомненно, гении среди приматов), освоившим азбуку глухонемых.
    То описывают многочисленные опыты о системах взаимодействия среди обезьян путем подачи определенных знаков и сигналов.
    И так далее...

    Вы скажете, что профессор Фирсов не ведет речь о приматах.
    Это верно.
    Но я, при всей своей нелюбви к телевизору, за последние годы просмотрел штук пять добротных научно-популярных фильмов, в которых исследуются птицы (врановые), и их поведение во многих случаях можно назвать не только разумным, но и моральным.

    Как со всем этим быть?
    Если бы дело касалось только приматов, то можно было бы предположить, что развитие разума у этой ветви обезьян начался параллельно с человеком, но по каким-то причинам идет в миллионы раз медленнее.
    Кстати, возможно, оно (развитие) и замедлилось именно из-за неожиданно высокой скорости возникновения человеческого разума, поскольку конкурировать с этой группой приматам сразу же стало практически невозможно.
    Но они стараются...

    Но как быть с птицами и другими стадным, стайными и прочими социальными животными?
    Почему последние наблюдения разительно отличаются от наблюдений совсем недавнего прошлого?
    И не каких-нибудь дилетантских экспериментов, а вполне научных, доказательных и обоснованных?

    Размышления на эту тему навели меня на целых три предположения: психологическое, модно-бездоказательное и пессимистическое.

    Первое заключается в следующем.
    Психологические установки играют в нашей жизни значительно большую роль, чем это принято считать (например, если человек верит в инопланетян, он действительно видит их везде.)
    Официальная наука до последнего времени стояла на строго антропоцентрических позициях, она не верила в наличие внечеловеческого разума, - и не находила его.
    В силу каких-то причин в последние годы этот фильтр резко ослаб, - и вот вам результат!

    Модно-бездоказательное предположение базируется на предположении, что гипотеза В.И.Вернадского действительно верна, и воздействие сферы мысли на природу стало настолько значимым, что "братья наши меньшие" начали стремительно нас догонять.
    Можно ли считать исследования последних лет частью доказательств ноосферной гипотезы, я сказать не берусь.

    Мое третье предположение таково.
    Природа (создатель, космос, суперразум и пр.) поставила крест на человеке, как носителе разума.
    Природа (создатель, космос, суперразум и пр.) перестала считать человека перспективным проектом (инструментом) для познания мира и срочно готовит ему замену.
    Пока неясно будут ли это обезьяны-приматы, стайные птицы (вороны), стадные всеядные (крысы) или даже социальные насекомые, но скорость поиска кандидатов на замену человечества должна нас ужаснуть.
    Ибо на фоне многовековых поисков внечеловеческого разума нахождение такового (за какие жалкие двадцать лет!) у разных представителей животного мира, - это действительно катастрофа.
    И если человечество не одумается, то конкуренты заменят его в исторически короткие сроки. А не в десятки тысяч лет, как это случилось с неандертальцами.

    Возникает вопрос: а что же такое произошло в последние 100-150 лет? Что дало толчок стремительнейшей эволюции последних десятилетий?

    Ответ прост: освоение ядерной энергии.
    Притом освоение этой энергии произошло в максимально примитивном виде: в создании неисчислимых запасов ядерного оружия.

    Природа (создатель, космос, суперразум и пр.), конечно, терпелива, но и ей должно быть жалко миллионолетнего эксперимента по выращиванию "существа разумного"...
    Похоже, что и природа (создатель, космос, суперразум и пр.) скорее предпочтет заменить тупиковую ветвь развития (человечество) на другую, чем ждать еще миллионы лет только того, чтобы сожженная ядерными взрывами планета стала вновь пригодна к белковой жизни.

    Перед человечеством встал выбор: стать действительно разумным, полностью и до конца уничтожив ядерное оружие, или исчезнуть, как цивилизация.
    И не важно, каким образом человеческая цивилизация исчезнет: сгорев в огне ядерной войны до последнего человека или оставив несколько десятков особей для зоопарков цивилизации врановых.

    И ладно бы - врановых, проиграть цивилизации крыс, на мой взгляд, будет еще обиднее...



    А также другие Рассказы бывалого человека


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2017
Designed by Julia Skulskaya© 2000