Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Пятнадцатый год издания 08.10.2013         № 2126   

"Шарж - искусство синтетическое..."
(В.Куделина)

    В обширном и разнообразном творческом наследии Николая Эрнестовича Радлова шаржированные портреты писателей занимают место довольно скромное, но, как и все, что сделано этим мастером, они заслуживают пристального внимания.

    Прежде всего - выбором "моделей", людей духовно близкого художнику культурного круга, писателей, сыгравших заметную роль в литературной жизни Петрограда двадцатых годов, да и во всей "новой истории" нашей литературы, что все более явственным становится в наши дни.
   
    Книги большинства из этих писателей перестали издавать тихо и как бы само собой. О них забыли.
    Однако ушли они не сами. Их вытесняли из читательского сознания не критикой, а многолетним молчанием.
    С тридцатых годов не переиздавались книги Константина Вагинова. Лишь совсем недавно - после более чем полувекового перерыва - вышли сочинения Василия Андреева, некогда популярного и признанного.
   

    Воспоминания о Василии Андрееве смахивают на легенды, они смутны и неясны. В духе "Капитанской дочки" история про то, как в "андреевской" шубе ушел Сталин в побег из Туруханской ссылки. Дальше - расхождение с "источником": обращение писателя в трудные для него тридцатые годы к Сталину ничего не дало.
    А быть может - как знать! - и "аукнулось" его таинственным исчезновением в блокадном Ленинграде, где однажды он вышел из дому и не вернулся.
    И только много лет спустя был... реабилитирован.
    В 1921 году в первом номере "Летописи Дома Литераторов" было сообщено: "В начале 1921 года в Петербурге группа молодых писателей образовала новое литературное общество под названием "Серапионовы братья".
    Далее перечислялись члены общества: В. Каверин, Вс. Иванов, Мих. Зощенко, Л. Лунц, Ник. Никитин, Мих. Слонимский, К. Федин, И. Груздев, В. Шкловский.

    Видимо, к этому времени, когда "серапионы" регулярно собирались (а некоторые из них - постоянно жили) в знаменитом Доме Искусств, относится знакомство Радлова с Зощенко, перешедшее в дружбу.
    Радловский шарж связан с самым, быть может, любопытным эпизодом зощенковской биографии.
    Еще в Студии переводчиков, возникшей в 1919 году, Зощенко обратил на себя внимание редкостной для начинающего литератора самостоятельностью.

    По воспоминаниям К. Чуковского, "не было случая, чтобы он когда-нибудь выполнил хоть одно задание преподавателей Студии. Чужим темам предпочитал он свои, предуказанному стилю свой собственный".

(Продолжение)



    А также Букволюбие и буквомания
 


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000