Забытый бункер
(Дмитрий Севрюков)
Бункер Сталина в живописном местечке Красный Холм под Ярославлем обнаружили случайно.
На районном совещании животноводов обсуждалось необычное устройство одного из свинарников. Выяснилось, что к отделению молодняка подходит глубокий ствол вентиляционной шахты, в который колхозники приноровились сливать навозную жижу.
Рядом с фермой на вершине волжского утеса расположена загадочного происхождения штольня.
Энтузиасты во главе с бывшим начальником геологоразведочной экспедиции Валерием Мурашовым решили проверить начинку странного утеса.
Вскоре после начала раскопок в штольне обнажился срез кирпичной кладки.
Но подручным инструментом обойтись не удалось: путь в подземелье был прегражден бетонной плитой.
Из разговоров со старожилами близлежащей деревни Мурашов узнал, что еще до войны вся прилегающая к утесу территория была обнесенамногорядьем колючей проволоки.
Узников "Волголага" на секретном объекте сменили бригады московских метростроевцев, которые также квартировали в бараках запретной зоны.
Отец ярославской пенсионерки Екатерины Ивановны Ивановой в то время служил в охране объекта.
Он-то и проговорился дочери, что в недрах Красного Холма по заданию самого товарища Сталина ведется строительство подземного города.
По словам Екатерины Ивановны, с началом войны работы на спецобъекте заметно ускорились, а к октябрю 1941 года были завершены.
По некоторым сведениям, курировать строительство бункера приезжал сам Берия, после чего и без того немалая охрана объекта была усилена.
Как удалось выяснить депутату Ярославской областной думы Владимиру Столярову, выстроенное под землей сооружение представляло собой бункер общей площадью не менее тысячи квадратных метров. Отделанные мрамором залы напоминали станции метро.
Бункер был снабжен автономной электростанцией и мощным узлом связи, о чем говорит структура выходящего из бункера кабеля, проложенного по дну Волги.
Депутатский запрос Столярова в областную администрацию, управление ФСБ и УВД по поводу назначения засекреченного бункера результата не дал. Не слыхали об этом спецобъекте и в штабе Гражданской обороны.
Резонанс получило лишь обращение инициативной группы ярославцев в администрацию Президента РФ.
Выехавшая на место комиссия из Москвы подтвердила факт существования объекта, однако отыскать соответствующую документацию оказалось непросто.
Наконец 23 мая 1997 года начальник штаба Московского военного округа генерал-лейтенант И. Ефремов со ссылкой на ответ из Генштаба ВС РФ сообщил, что объект в период Великой Отечественной войны являлся резервным бункером Ставки Верховного Главнокомандования.
В депеше, адресованной депутатам Ярославской областной думы, приводились и разъяснения, что в настоящее время
|