По Каменноостровскому проспекту
(Кудашев Б.М.)
Дома архитектора Щуко (27)
(Начало)
Следующие дома N 63 и 65 построены в 1908 - 1911 годах архитектором В.А. Щуко в формах неоклассицизма.
Владимир Алексеевич Щуко (1878 - 1939 гг.) приехал в Петербург из Тамбова.
В петербургской Академии художеств (1896 - 1904 гг.) учился у Л.Н. Бенуа.
Годы студенчества Щуко совпали с периодом кризиса русской архитектуры.
Поэтому выбор собственного творческого пути был для него нелегкой проблемой.
Его предпочтения и вкусы определили многие факторы: глубокое изучение наследия античности в процессе обучения в Академии художеств; пенсионерская поездка в Италию, где он изучал архитектуру Возрождения, и, конечно же, влияние архитектуры Петербурга.
Не случайно, что к моменту окончания Академии художеств Щуко более всего привлекала классика.
Первые же самостоятельные постройки В.А. Щуко не только выдвинули его в число видных мастеров, но стали программными сооружениями нового направления архитектуры, получившего название неоклассицизма.
Этими постройками и были как раз два жилых дома на Каменноостровском.
Дом N 63 называют домом Сомова (по фамилии бывшего владельца).
Рис. 51. Дом N 63. Архитектор В.А. Щуко. 1908-1911 гг. Фотография 1960 г.
В.А. Щуко при составлении проекта этого дома предпринял попытку использовать характерные для русского классицизма композиционные приемы и формы в архитектуре многоэтажного жилого дома (рис.51).
Дом 63
Основной массив дома N 63 отступает в глубину участка.
На красную линию выходят фасады боковых ризалитов.
Центральная часть фасада характеризуется строгой симметрией.
По сторонам двух ионических пилястр, объединяющих второй, третий и четвертый этажи, расположены два тождественных по размерам барельефа.
В оформлении боковых ризалитов принцип симметрии нарушен, что придает композиции особую остроту.
Один из ризалитов, как и центральная часть фасада, декорирован ионическими пилястрами.
В решении другого использованы лоджии.
Наружные стены прорезаны широкими арочными проемами.
Опорой арок в верхних этажах служат легкие колонны, а в нижнем - массивный столб.
Фасад облицован гранитом и тесаным известняком.
Его оживляют сдержанно использованные скульптурные детали и красивая резьба по камню.
Щуко лично наблюдал за работой каменщиков, давал полные шаблоны и поправлял их в ходе тесания и кладки.
В композиции фасадов обоих домов Щуко исходил из архитектурных образцов Ренессанса.
В доме N 65 (дом Маркова, рис. 52) заметно влияние творческих приемов итальянского зодчего Андреа Палладио.
Рис. 52. Дом N 65/1. Архитектор В.А. Щуко. 1908-1911 гг. Фотография 1960г.
Мощные колонны, вытянутые на высоту четырех этажей, пышные коринфские капители, связанные друг с другом гирляндами, многогранные эркеры между колоннами, богато декорированные скульптурой, сложные по композиции скульптурные кронштейны, поддерживающие балконы над входами в здание, - все это создает впечатление большой пышности фасада. Дом 65
Дома Щуко являются выдающимися произведениями этого крупного мастера отечественной архитектуры первой трети XX века.
За лучшие лицевые фасады В.А. Щуко в 1912 году на Международной строительной выставке был удостоен серебряной медали.
По окончании строительства обоих зданий Владимир Алексеевич Щуко получил в 1911 году звание Академика архитектуры.
Дальнейшей своей деятельностью, уже действительным членом Академии художеств, он подтвердил это звание, став одним из крупнейших мастеров неоклассицизма и неоренессанса, автором проектов значительных общественных зданий и жилых домов.
Он жил в доме N 65 с 1910 по 1923 год.
Здесь же была его мастерская, в которой он работал с В.Г. Гельфрейхом, А.И. Гегелло и Л.В. Рудневым.
В доме N 63 жил владелец этих двух участков военный инженер К.В. Марков, создавший первоначальный проект построек.
В этом доме также имели квартиры архитектор А.А. Оль и художник О.А. Шарлемань.
Как памятник архитектуры начала XX века дома Щуко взяты под государственную охрану.
Дом N 65 - угловой.
Боковым фасадом он выходит на улицу Графтио (быв. Пермская).
(Продолжение)
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|