По Каменноостровскому проспекту
(Кудашев Б.М.)
От дома Лидваля до площади Шауба (9)
(Начало)
Мы подошли к месту пересечения проспекта с улицей Мира (быв. Большая Ружейная).
В начале XVIII века здесь находилась переведенческая слобода для мастеровых людей (ткачей), переведенных на жительство в Санкт-Петербург в 1711 году, насчитывающая около двадцати мазанок.
Затем эта слобода была заселена "оружейными мастерами", так как издавна принадлежала Оружейной канцелярии.
В 1730-х годах на месте этой и других слобод стали оформляться четыре улицы: Большая Оружейная, две Малые Оружейные и Наличная Оружейная.
К середине XIX века из четырех Оружейных сохранилась лишь одна - Большая Ружейная, или просто Ружейная улица (после 1917 г. - ул. Мира).
Она протянулась от Кронверкской улицы до улицы Чапаева.
В начале XX века Ружейная улица стала застраиваться большими доходными домами.
Место пересечения улицы с Каменноостровским проспектом, - важный градостроительный участок.
Оно было спланировано как небольшая, пространственно замкнутая восьмиугольная площадь.
Вернемся к участку дома N 13, расположенному между Дивенской улицей и улицей Мира.
Дом N 13 основным фасадом выходит на восьмиугольную площадь с юго-восточной стороны.
Жилой дом возведен в 1902-1903 годах по проекту архитектора Василия Васильевича Шауба (1861 -?) в стиле северного модерна (рис. 13).
Рис.13. Дом N 13/2.Архитектор В.В. Шауб. 1902-1903 гг. Фотография 1960 г.
В. В. Шауба можно считать создателем ансамбля площади.
Он выпускник Академии художеств (1884 г.), академик архитектуры (1892 г.), видный петербургский зодчий конца XIX - начала XX века, автор проектов многочисленных жилых домов, преимущественно в стиле модерн.
Дом N 13/2.
В верхнем этаже дома создана мастерская художников.
В этом доме одну из квартир занимала редакция сатирического журнала "Зритель", который издавал художник Ю.К. Арцыбушев.
За революционную направленность журнала он был заключен в Петропавловскую крепость.
В доме также жили: художник В.М. Измайлович (декоративная живопись), который создал ряд панно для особняков, в частности для великокняжеского дворца (ныне Дом ученых, Дворцовая наб., дом N 26), и много портретов наших современников (портреты защитников Ленинграда); крупнейший архитектор и театральный художник В.А. Щуко; архитектор модерна Ф.Ф. Постельс; архитектор-строитель Н.Ф. Беккер.
В первом этаже дома находится зал игровых автоматов и размешается дирекция Всесоюзного объединения аттракционов - "Союзаттракцион".
Дом N 16
|
На четной стороне проспекта в юго-западной части площади в 1905-1906 годах по проекту уже известного нам архитектора В.В. Шауба построен дом N 16 также в стиле модерн, с угловой башенкой с изящным завершением, очень украшающей длинный узкий проспект.
В доме жил художник-декоратор Э.К. Липгарт, член императорской Академии художеств.
Для него во дворе дома архитектором Э.Ф. Виррихом (он нам знаком по дому N 5) была построена мастерская в 1898-1899 годах.
На седьмом этаже дома N 16 в 1930-х годах находилась студия "Ленфильма" режиссера С.И. Юткевича, в которой были созданы фильмы "Подруги", "Тайга золотая", "Женитьба", "Шахтеры" с участием известных киноактеров: Э. Гарина, В. Меркурьева, Б. Чиркова и в содружестве с драматургами А. Каплером, Л. Кассилем, Л. Любашевским. |
|
Соседний дом N 18/11 (угол ул. Мира) как доходный дом принадлежал Э.К. Липгарту.
Он был первым возведен на площади в 1899-1901 годах по проекту архитектора Анатолия Ивановича Ковшарова (1848 -?) - выпускника Академии художеств (1880 г.), создавшем многочисленные постройки периода эклектики и модерна (рис. 14).
Рис.14. Дом N 18/11.
Архитектор А.И. Ковшаров. 1899-1901 гг. Фотография 1960 г.
Этот дом - малоинтересный пример эклектической рядовой застройки.
Перед революцией домом N 18/11 владел С.В. Шереметев, состоявший при министерстве внутренних дел.
В первом этаже дома в разное время находились магазины (табачный, затем электротоваров), Каменноостровская аптека (в настоящее время аптека N 52).
Дом N 16 и дом N 18/11.
На противоположном углу улицы Мира (левой стороне проспекта) в северо-западной части восьмиугольной площади в 1902 году по проекту архитектора В.В. Шауба был построен третий на этой площади дом (N 20/10), особенно ему удавшийся (рис. 15).
Рис.15. Дом N 20/10. Архитектор В.В. Шауб. 1902 г. Фотография 1949 г.
Здание в стиле модерн было удостоено почетного диплома на первом городском конкурсе фасадов в 1907 году.
Дом N 20/10.
(Примечание "ЗЛ". Площадь никогда не имела официального названия.
Только в 1992 году это пространство получило статус площади и название: Австрийская площадь.
Официальное объяснение: в знак дружественных отношений между Россией и Австрией.
Этот шаг городских властей вызвал у жителей некоторое недоумение, но время и без того было бурное, поэтому странное наименование безымянного участка прошло практически незамеченным.)
(Продолжение)
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|