Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Одиннадцатый год издания 11.02.2010         N 1844   

Интересное кино
Пешком по Петербургу (Начало)
    Прошлый раз мы ходили в парикмахерскую, а сегодня - в кино.
    Выбор богатый: "Кобра Капелла", "Дочь Пскова", "Приваловские миллионы"...
    Все это - премьеры начала двадцатого века. Фотографии киноафиш показываем тоже того времени - времени младенчества петербургского кинематографа.
    А как же иначе?
    В любом семейном альбоме есть младенческие фотографии хозяев, родственников или знакомых!
Кобра капелла
"Эта новинка
настолько интересна,
что стоит посмотреть
каждому..."
    Например, кинотеатр "Аврора" на Невском проспекте - это бывший синематограф "Пикадилли".
    "Октябрь" - это бывшая "Паризиана", "Родина" - "Силендид Палас", а "Колизей"- так почти и не менял имени. Это знаменитый петербургский "Колизеум".

    И демонстрировались здесь в начале века фильмы именно такие фильмы: роковые страсти, роковые героини, благородные герои...
    А началось всё... в "Аквариуме".

    "Несмотря на довольно холодную погоду, сад и особенно театр были переполнены публикой,- писали „Петербургские ведомости".- Показанный перед третьим актом синематограф имел громадный успех. Представьте себе целый ряд эффектно движущихся картин. Тут и прибытие поезда, и комическая борьба клоунов, игра в карты, купание на берегу моря..."

    "Вода,- подхватывала другая газета,- совершенно натуральная, видны брызги, ныряние купающихся..."

    Всё это - отзывы прессы на первый киносеанс, который состоялся в Петербурге в мае 1896 года в летнем театре "Аквариум" на Каменноостровском проспекте, где сейчас находится студия "Ленфильм".
    "Последнее чудо науки", "живые фотографии" - как только не называли это изобретение братьев Люмьер.

    И уж, конечно, не думали газетчики, что присутствуют при рождении главной музы XX века - киноискусства.
    Да что газетчики...

    Кто мог предположить тогда, что "искусство", конкурировавшее разве что только со шпагоглотателями и фокусниками в балаганax, сможет покорить вкусы самой взыскательной публики!
    Уже в 1908 году появился первый русский художественный фильм "Понизовая вольница", потом - первые "звёзды" отечественного немого кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Виктор Максимов...
   
Приваловские миллионы
   
    Первые документальные ленты Александра Дранкова, в которых зритель увидел "настоящего" Льва Толстого, разговаривающего со своей женой Софьей Андреевной, и киножурнал "Живописная и промышленная Россия".

    А в 1911 году оператор А. Булла проделал 12780 километров за 53 дня от Санкт-Петербурга до перевала Сен-Готтард в Швейцарии вместе со спортсменом Нагелем и снял фильм "Первый пробег на русском автомобиле из Санкт-Петербурга на Сен-Готтард"...

    Демонстрировались научные и документальные фильмы в Соляном городке (это в Соляном переулке рядом с Фонтанкой) при комиссии Русского технического общества.
    Показы сопровождались лекциями, цены на билеты были высоки, но публика валила валом.

    А в 1912 году родилась и любимая тобой мультипликация. "Авиационная неделя насекомых", "Сцены из жизни животных" - вот названия первых лент, которые сделал бывший чиновник казначейства Владислав Старевич.
    Животные, насекомые были исполнены так здорово, что их можно было спутать с настоящими.

    Кто же в то время ходил в кино?
    Можно сказать, что ходили все городские жители.
    Но в кинотеатры шикарные, в те, о которых мы говорили вначале,- публика богатая, шикарная.
    Публика рангом пониже - в кинотеатр подешевле - в какой-нибудь "Myлен-Руж" мест на 200.
 

Иван Грозный

    Кино любили.
    Поэт Андрей Белый даже говорил, что люди, устав после работы, смотря вместе на мигающий экран, чувствуют себя не так одиноко...

    Шло время.
    Ушли с экрана "Соньки - золотые ручки", "Великосветские бандиты", авантюристы и авантюристки.
    Пришли новые темы и новые герои, и 27 августа, в День советского кино, мы с удовольствием повторяем слова, сказанные Максимом Горьким в 1916 году:
    "Я одобряю кинематограф будущего, который, безусловно, займёт исключительное место в нашей жизни. Он явится распространителем широких знаний и популяризатором художественных произведений".

    Слова эти оказались пророческими. (Но, к сожалению, не надолго. - "ЗЛ")

(П. Антонов, О. Кустова, ж."Искорка", N 8, 1988 г.)
   



Пешком по Петербургу


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2017
Designed by Julia Skulskaya© 2000