Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Одиннадцатый год издания 27.01.2010         N 1841   

Новая "Жизнь"

    В самом начале семидесятых годов или чуть раньше в журнале "Наука и жизнь" появились переводы статей Гарднера о забавной игре - имитации развития клеточных структур.
    Называлась эта игра - "Жизнь".
    Впрочем, выигрывать в эту игру было нельзя, а можно только играть, отыскивая забавные комбинации.
    "Игрой" это занятие называлось, видимо, потому, что никакой его практической ценности обнаружить не удалось.
    Да и "игрок" был нужен больше для перестроения фишек, чем для определения результатов.

    Правила игры были крайне просты, но никаких рекомендаций по начальному расположению фишек не существовало.
    Насколько мне известно, их так и не появилось.
    В том смысле, что никаких глобальных закономерностей выявлено не было.
    То есть до сих пор невозможно сказать, что надо поставить, например, такую-то и такую-то начальные фигуры, чтобы получить, в конце концов, то-то и то-то.
    Все продолжает существовать в режиме "научного тыка".

    Любопытно, однако, что развитие вычислительной техники, при котором можно рассмотреть значительно больше начальных вариантов и в тысячи раз более длинные циклы преобразований, не только не дало никакого прогресса в изучении закономерностей, но постепенно привело к полному угасанию интереса к игре.

    Программки-игрушки "Жизнь" в Сети еще можно найти, но публикаций об игре практически нет.
    Мне удалось найти только одну, бог весть насколько старую, и я дублирую ее здесь, чтобы она не потерялась окончательно.
    Кто хочет, может почитать более внимательно.

    Примерно тогда же (то есть в начале семидесятых) или несколько позже я прочитал о возможности использовать шестигранное поле вместо квадратного.
    Идея показалась мне вполне здравой, поскольку окружение каждой шестигранной ячейки примыкает к ней абсолютно равномерно по сравнению с квадратным полем, где четыре ячейки из восьми примыкают к центральной через грани, а четыре - через углы...

    ...Но, как водится, все время были какие-то дела, и я забыл не только про "шестигранную жизнь", но даже и про ее классический вариант.
    И вот теперь, спустя каких-то неполных сорок лет, в приступе временного обострения памяти, я вспомнил всю эту древнюю историю, и решил воплотить ее в бронзе.
    То есть - в программе

    Но сначала вспомним классические правила.

Выживание.
    Каждая фишка, у которой имеются две или три соседние фишки, выживает и переходит в следующее поколение;
Гибель.
    Каждая фишка, у которой оказывается больше трех соседей, погибает, т. е. исчезает с поля, из-за перенаселенности.
    Каждая фишка, вокруг которой свободны все соседние клетки или же занята только одна клетка, погибает от одиночества;
Рождение.
    Если число фишек, с которыми граничит какая-нибудь пустая клетка, в точности равно трем (не больше и не меньше), то на этой клетке происходит рождение нового "организма", т. е. в следующий ход эта клетка становится занятой.

    Важно понять, что гибель и рождение всех "организмов" происходят одновременно. Вместе взятые, они образуют одно поколение или, как мы будем говорить, один "ход" (или один цикл) в эволюции начальной конфигурации.

    Первые же опыты на шестигранном поле показали, что правила классического прямоугольного поля для него не подходят.
    Начальные клеточные колонии категорически не желали развиваться, а в большинстве случаев просто исчезали уже на третьем-пятом цикле.
    В общем-то, понятно почему: количество соседей у каждой клетки уменьшилось, поэтому и критерии выживаемости надо менять.
    Поэтому сначала я уменьшил коэффициент перенаселенности с "трех и более соседей" до "двух и более".
    Но это мало помогло. Даже наоборот: еще некоторые из начальных конфигураций из устойчивых превратились в вымирающие.
    Тогда пришлось сократить количество "родителей" с трех до двух.
    И дело пошло на лад...

    В "шестигранную жизнь" можно поиграть, скачав вот это приложение размером 86016 байт...

    Предлагаемые начальные фигуры создавались практически с потолка: некоторые из них исчезают, другие развиваются довольно долго.
    Насколько долго - я не проверял.
    Но у меня создалось впечатление, что если колония не погибает быстро, то она не погибает никогда.
    Косвенным доказательством этой гипотезы служит тот факт, что ни одна структура не разрывается на части, а образующиеся время от времени в центре пустоты довольно быстро снова заполняются.

    В процессе отладки программы удалось найти несколько простых циклических фигур: мигалка, бакен и чайка.
    В определенной конфигурации две мигалки образуют циклический "гиперболоид инженера Гарина".
    А "разреженный треугольник" дает красивую многоходовую циклическую конструкцию.

    Кроме того, удалось обнаружить и самоходный агрегат типа "ракета".
Мигалка Бакен Чайка Гиперболоид Треугольник Ракета
Мигалка
Бакен
Чайка
Гиперболоид
Треугольник
Ракета

    А симметричная фигура "полосатый шестигранник" выстреливает две полноценные "ракеты" и сохраняет колонию в центре.
полосатый шестигранник
    Поэкспериментируйте.
    Если у кого-нибудь появятся забавные результаты или любопытные соображения, напишите.

   

Дополнение.
    Для развития "клеточного сообщества" можно выбрать одну из фиксированных фигур в режиме "Выбор фигуры" или нарисовать произвольный набор клеток на рабочем поле в режиме "Запись".
    Начало развития определяется кнопкой "Пуск".
    Начать развитие другой фигуры можно вызвать кнопками "Выбор фигуры" или "Запись" прямо в процессе развития предыдущей.
    При достижении колонией краев поля или полном исчезновении колонии игра останавливается.

(Продолжение)



А также - За все - про все


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2017
Designed by Julia Skulskaya© 2000