Прическа - дело серьезное!
|
| (Начало)
| Эта страница начинается с загадочной картинки.
Какое отношение к нашему альбому имеет дама с пудреными локонами в окружении дубовых листьев, париков, ножниц, расчёсок и гребня?
Думаешь - это вывеска с петербургской парикмахерской?
|
|
Нет, это не так.
Это не вывеска, а знамя.
Знамя петербургского парикмахерского цеха, которое было утверждено в 1785 году.
С одной стороны на нём был изображён герб Российской империи, а с другой - все принадлежности парикмахерского искусства.
А в том, что оно - искусство, сомнений ни у кого не было, нет и быть не может.
Попробуй-ка превратить женскую головку в пирамиду, парусный корабль или рощу, как это было модно во второй половине XVIII века!
"Парикмахерское искусство, - как писал когда-то писатель Н.Страхов, - предалось такому исступлению, что вдруг начало прыгать и на всех бросаться с гребёнкою".
Для того чтобы на женской головке держались всяческие "коки" (петухи) и "кроше" (крючки), караваны судов и райские птицы - эти сооружения обильно намазывались салом и присыпались мукой.
К гигиене, в нашем современном понятии, подобные причёски имели, таким образом, отношение отдалённое, хотя парикмахеры, или, как их тогда называли, цирюльники, к медицине некоторое отношение имели: чуть ли не до конца XIX века в парикмахерской пускали кровь, ставили пиявки, срезали мозоли.
Известный адвокат А. Кони писал, что у парикмахерских
|
"почти неизбежно изображение банки с пиявками и нарядной дамы, опирающейся рукой на отлёте на длинную трость, причём молодой человек, франтовато одетый, пускает ей из локтевой ямки идущую фонтаном кровь". | |
Потрясающее зрелище, не правда ли?
Может, и не стоит жалеть, что мы не можем показать вывеску, описанную Кони, а вот афишу начала XX века - пожалуйста - показываем.
Это - реклама кофе, но дело не в нём.
Дело в причёске дамы, которую ты видишь на этой афише.
Насколько причёска стала свободнее, легче, естественнее!
По этому пути - по пути простоты и гармоничности - прошла вся мода с XVIII века до наших дней.
Причёска в этом движении - частность.
Правда, весьма характерная.
По причёске можно было узнать, к какому классу общества принадлежит тот или иной человек: тщательно завитые, уложенные волосы могли позволить себе иметь лишь господа.
Чиновники, ремесленники, мещане и даже многие купцы стригли в XIX веке волосы "в скобку" или же носили причёску "бабочка" с прямым пробором, для сохранения которой пользовались репейным маслом.
Следующая фотография сделана с литографии 1847 года и очень точно передаёт внешний вид и причёску петербургских чиновников.
Женщины простого звания парикмахерскими никогда не пользовались.
Они гладко зачесывали волосы назад, собирали их на затылке в тугой узел, над которым обычно красовался гребень.
Девушки носили одну или две косы.
А "нигилистки" - девушки, которые вопреки привычкам общества начали заниматься общественной жизнью, политикой - просто коротко стриглись.
В знак протеста.
Причёски помогают нам увидеть не только социальную картину общества, но и... политические пристрастия.
Простоту и естественность причёски из собственных волос принесла Великая французская революция.
Так парик или его отсутствие на голове мужчины сообщали о политических пристрастиях "хозяина" причёски.
Впрочем, не надо забывать и о моде.
В моде - естественность, но мужчины, не отставая от женщин, понимают её по-своему.
"Голые щёки" были введены в России Петром для высшего света в обязательном порядке, а уже в XIX веке мужчины опять начинают украшать себя усами, бородками, бородами и бакенбардами.
Поиск новых форм причёсок продолжается и сейчас.
Интересно, как по тем или иным причёскам будут наши далёкие предки определять наши интересы, наше место в обществе, наше мировоззрение?
(Продолжение)
(П. Антонов, О. Кустова, ж."Искорка", N 7, 1988 г.)
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
| |