Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Одиннадцатый год издания 16.11.2009         N 1820   

Петербургские типы
Пешком по Петербургу
    (Начало)
    Люди, о которых пойдет речь дальше, - разные.
    И не ищите ни громких имён, ни знаменитых фамилий, ни роскошных туалетов.
    На первой фотографии (это литография 30-х годов XIX века) необыкновенная дорога - рельсы?
    Это каменный колёсопровод, созданный изобретателем В. Гурьевым.
Пешком по Петербургу

    Это каменный колёсопровод, созданный изобретателем В. Гурьевым.
    Будем считать, что на этом колёсопроводе уехали с сегодняшних страниц нашего альбома все нарядные дамы и бравые кавалеры.

    А кто же остался?
    Те, кто создавал счастливым дамам и блестящим кавалерам вечный праздник: целая армия прислуги, торговцев, ремесленников, водовозов, пожарных, фонарщиков, строителей и так далее.
    Про них и речь.

    Домовой и личной прислуги в 1881 году в Петербурге было около 125 тысяч человек, а уж в 1910-м эта цифра выросла в два раза: дворники, швейцары, горничные, няни, повара, кухарки, кучера...
    Заняты они были целый день напролёт.
    А когда оказывались свободны от хозяйских забот, то устраивали праздник и себе. Музыкой на нём была шарманка; лакомствами - сайки, квас, сбитень да "сладка ягода".
    И, конечно, участвовали в этом празднике не придворные музыканты, а уличные, и угощение разносили не лакеи в белых перчатках, а мелкие торговцы-разносчики.

    "На улицах много разносчиков с лотками, - писал в своей книге "Петербург" знаменитый адвокат А. Кони. - Они свободно останавливаются на перекрёстках улиц для торговли игрушками, мочёными яблоками и грушами. Перед Гостиным двором и на углах мостов стоят продавцы калачей и саек, рубцов и варёной печёнки. У некоторых на головах лотки с товаром и кадки с мороженым. Они невообразимо оглашают улицу восхвалением и названием своего товара. Продавцам фруктов был посвящен в те годы популярный романс:
Напрасно, разносчик, ты громко кричишь:
"Пельцины, лимоны хороши"...
    Эти "пельцины и лимоны" были большой редкостью".
    Право заниматься разносной торговлей получали в Петербурге с семнадцати лет, и трудно сегодня представить, насколько разношерстна была эта "компания" - молодые розовощёкие парни и молодухи, старики и даже калеки.
    Город торговал, зазывал посмотреть па товар, торопился, гудел, работал.
    Улица Петербурга XIX века была более пёстрой и шумной, чем сейчас.
    Разные типы. Разные люди.
 
Пешком по Петербургу

    Интересны были и уличные музыканты.
    Чтобы написать очерк "Петербургские шарманщики", писатель. В. Григорович бродил по Подьяческим улицам, где преимущественно селились шарманщики.
   Слушал, смотрел, записывал.

    "Взгляните на этого человека, всмотритесь во всю его фигуру,- сообщал он потом читающей публике.- Разодранный картуз, куртка без цвета и пуговиц, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели,- все это составляло принадлежность злополучнейшего из Петербургских ремесленников - шарманщика".
    Были среди уличных музыкантов и свои аристократы: у них собственный инструмент - маленький механический органчик, который играл мелодии, записанные в его "памяти"; барышня-певица пела под эту нехитрую музыку романсы, кувыркался акробат, и дрессированная обезьянка забавляла зрителей.
    Но больше среди шарманщиков шло калек, стариков, полуголодных людей без возраста, которые бродили со двора во двор, с улицы на улицу в сопровождении такого же нищего мальчишки.

    Кстати, само название инструмента - "шарманка" - пошло от французского слова "шарман", что значит - прелестный, милый, очаровательный".

    Шарманщик, которого вы видите на фотографии альбома, снят в начале нашего века в Петербурге, и явно не аристократ.
    Прошло уже более восьмидесяти лет, но всё так же напряжён его взгляд и всё так же беззащитен мальчишка в большущих сапогах, что стоит рядом с ним.
    А попугай в клетке нахохлился и вряд ли вынет счастливый билетик...

    Но мелодия, мелодия, которую сейчас заиграет шарманка, будет действительно очаровательной, простой и искренней:

Далёко-далёко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той - заветная дверца,
За дверцей - большая страна...

    (Продолжение)

(П. Антонов, О. Кустова, ж."Искорка", N 3, 1988 г.)
   



Пешком по Петербургу


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000