Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Одиннадцатый год издания 31.07.2009         N 1773   

О военных мемуарах

    В отличие от мемуаров маршала Жукова, состоящих главным образом из цифр, мемуары маршала Василевского состоят главным образом из самых общих слов.
    В результате у Жукова за деревьями совсем не видно леса, а у Василевского лес изображен тонкой сине-зеленой полоской на горизонте.

    Составить по их мемуарам хоть сколько-нибудь внятное представление о Великой Отечественной войне - невозможно.

    В свое время (а это было очень давно) при чтении воспоминаний Жукова меня просто-таки поразило отсутствие описаний стратегического характера: тысячи номеров армий, дивизий и полков не сводились им в единую картину, как бы оставляя этот титанический труд неподготовленному (как правило) читателю.
    При этом я очень сомневаюсь, что военачальник такого уровня при разработке стратегических операций даже физически может упомнить все эти некрупные воинские части.

    Несомненно, Жукову было, что скрывать.
    И для этого он выбрал способ "мелкой мозаики".

    Очевидно, что и Василевский не сказал всего, что знал.
    Но способ скрыть нежелательное у него был прямо противоположный, поэтому искать в его книге фактический материал практически бесполезно.

    Я выкладываю эти цитаты только потому, что, быть может, кому-то понадобятся фактические данные непосредственно из первоисточника.
    Чтобы не читать для их поиска весь двухтомник, изложенный скучнейшим языком военных рапортов и политических резолюций.


    Последние мирные месяцы были посвящены мероприятиям Коммунистической партии, направленным на максимальное развитие оборонной промышленности, на ускорение технического перевооружения армии и флота, дальнейшее укрепление их боеготовности.
    Особая забота была проявлена о главных отраслях оборонной промышленности: авиационной, танковой, судостроительной, артиллерийской.
    Огромное внимание партии к оборонной промышленности показывает, к примеру, то, что Политбюро обязало директоров самолетостроительных и авиамоторных заводов постоянно сообщать в ЦК о количестве выпущенной продукции.
    Каждый день стал измеряться тем, что было сделано для укрепления безопасности страны.
    В результате лишь за 1940 год было достигнуто многое.
    Достаточно сказать, что количество дивизий увеличилось с осени 1939 года к 1941 году более чем в два раза, а число авиационных полков к июню 1941 года в сравнении с началом 1939 года возросло на 4/5.
    Формировались танковые бригады для непосредственной поддержки пехоты.
    Вся наша система оперативной и боевой подготовки стала больше учитывать требования военного времени.
    Усиливалась партийно-политическая работа.
    (стр. 107)


    В связи с возраставшей угрозой агрессии со стороны фашистской Германии Наркомат обороны и Генеральный штаб не только вносили коррективы в разработанные оперативный и мобилизационный планы для отражения неизбежного нападения на нашу страну, но по указаниям ЦК партии и правительства проводили в жизнь целый ряд очень важных мероприятий из этих планов, направленных на усиление обороноспособности наших западных границ.
    Так, с середины мая 1941 года по директивам Генерального штаба началось выдвижение ряда армий - всего до 28 дивизий - из внутренних округов в приграничные, положив тем самым начало к выполнению плана...
    (стр. 113)


    В мае - начале июня 1941 года на учебные сборы было призвано из запаса около 800 тыс. человек, и все они были направлены на пополнение войск приграничных западных военных округов и их укрепленных районов.
    Центральный Комитет партии и Советское правительство проводили ряд и других серьезнейших мероприятий в целях дальнейшего повышения боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, по развитию военно-промышленной базы, по укреплению обороноспособности страны в целом.
    К середине 1941 года общая численность армии и флота достигла более 5 млн. человек и была в 2,7 раза больше, чем в 1939 году.
    В мае - июне 1941 года по железной дороге на рубеж рек Западная Двина и Днепр были переброшены 19-я, 21-я и 22-я армии из Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского округов.
    (стр. 115)


    В течение 20-дневного второго наступления на Москву фашисты потеряли более 155 тыс. убитыми и ранеными, около 800 танков, не менее 300 орудий и большое количество самолетов.
    К началу декабря изменилось соотношение сил воюющих сторон.
    В составе нашей Действующей армии было около 4,2 млн. человек, до 22,6 тыс. орудий и минометов, 583 установки реактивной артиллерии, 1954 танка и 2238 боевых самолетов (Правда, почти две трети наших танков и до половины самолетов были еще старых типов.) Вражеская армия (без ВМФ), включая союзников Германии, имела в то время около 4 млн. человек, 26,8 тыс. орудий и минометов, 1940 танков и штурмовых орудий и 3280 боевых самолетов.
    Превосходство противника сохранялось в артиллерии самолетах, но он уже уступал нам по количеству танков.
    Гораздо важнее то, что в начале декабря наше Верховное Главнокомандование располагало крупными стратегическими резервами.
    (стр.160)


    Всегда, конечно, желательно иметь общее превосходство, являющееся важнейшим фактором достижения победы.
    Однако общего превосходства у нас под Сталинградом не было.
    Вот как выглядело соотношение сил и средств к 19 ноября 1942 года.
    Советские войска: люди - 1106,1 тыс., орудия и минометы-15 501, танки и САУ - 1463, боевые самолеты - 1350.
    Войска противника - соответственно 1011,5 тыс., 10 290, 675, 1216.
    Стало быть, к началу контрнаступления мы располагали только незначительным превосходством в артиллерии и танках.
    Суть дела в том, что советское командование при отсутствии общего превосходства в силах и средствах сумело искусно создать мощные ударные группировки на направлениях главных ударов.
    В качестве примера можно привести Юго-Западный фронт, ширина полосы которого составляла 170 км.
    На участке прорыва шириной в 22 км (около 13% общей протяженности фронта) было сосредоточено до 50% стрелковых дивизий, все танковые и кавалерийские корпуса, 85% артиллерии усиления.
    В интересах этой группировки действовала и вся авиация фронта.
    Аналогичным образом создавались ударные группировки на Донском и Сталинградском фронтах.
    Добавим к этому - правильный выбор направлений, выводивших ударные группировки в тыл врага; точное определение момента перехода в контрнаступление; одновременное образование внешнего и внутреннего фронтов окружения; надежную организацию воздушной блокады войск противника, попавших в гигантский «котел».
    Сколько бы ни усердствовали современные буржуазные фальсификаторы в злонамеренном искажении истории, им не удастся вытравить из сознания человечества величия Сталинградской победы.
    И для нашего и для будущих поколений навсегда остается и останется бесспорным то, что после поражения под Сталинградом гитлеровская клика, несмотря на все усилия, не смогла восстановить былую боеспособность своей армии, очутилась в полосе глубокого военно-политического кризиса.
    Сталинградскую битву по праву определяют как крупнейшее военно-политическое событие всей второй мировой войны.
    Именно Сталинградская победа предопределила начало распада фашистского блока, увеличила размах освободительного движения в странах, подпавших под ярмо нацистской оккупации, воочию показала, что на стороне социализма не только правда, но и жизненная сила, что фашизм обречен на неминуемую гибель.
    ...
    Теперь на поле боя трудно было встретить одиночные танки.
    Они применялись уже целыми подразделениями, затем частями, а потом и соединениями.
    Формировались и успешно использовались полки прорыва с тяжелыми танками.
    К концу 1942 года в Действующей армии было 7350 танков (в 3 с лишним раза больше, чем за год до этого).
    Авиация менялась буквально на глазах. Скорость, огневая и бомбовая мощь, высота и дальность полета быстро нарастали.
    Резко улучшились и средства управления боевой авиацией.
    К весне 1943 года только ночные, скромные, но незаменимые труженики У-2 еще не имели новых приемо-передающих раций.
    Вместо отдельных полетов малыми группами практиковалось авиационное наступление из серии сплошных авиаударов крупными массами боевых машин.
    Постоянно действующими артериями стали военные дороги: автомобильная и дорожная службы, выделенные в самостоятельные управления, заняли важное место в общей системе вооруженных сил.
    До конца 1942 года в армию влились 822 тыс. офицеров.
    На 22 июня 1941 года в Действующей армии было менее 3 млн. военнослужащих, а к декабрю 1942 года около 6,6 млн.
    Пополнялись стратегические резервы.
    Перед зимою 1942/43 года Ставка имела в своем резерве 1600 боевых самолетов, более 1000 танков и примерно четверть миллиона обученных бойцов.
    Вот как выросли наши возможности.
    Следовало лишь разумно распорядиться всем тем, что дал советский народ своей Красной Армии.
    Пока Донской фронт в январе - феврале 1943 года ликвидировал окруженную группировку Паулюса, на разных участках советско-германского фронта осуществлялся ряд операций, входивших составной частью в общий замысел Верховного Главнокомандования по развитию завоеванной Красной Армией стратегической инициативы.
    (стр. 294)


    А.М. Василевский. "Дело всей жизни". Часть первая. Политиздат, 1988.

(Продолжение)



О   А.М. Василевском
   О секретности
   Исторические зарисовки
   А также другие Истории про историю


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000