Прочитав это оптимистическое сообщение, так и хочется сразу поздравить Вашингтон с новой дипломатической победой и попенять российским властям на очередные уступки хитроумным империалистам.
Кстати, большинство комментаторов примерно в таком ключе эту новость и подает.
За исключением тех, кто верит (или делает вид, что верит) в "перезагрузку", общность интересов и прочее благолепие, и считает подписанное соглашение не американской победой, а победой общей.
Как говорится, "победила дружба".
Я не слишком верю в "общность интересов США и России" (с чего бы им взяться после стольких десятилетий стратегического противостояния?), еще меньше верю в так называемую "перезагрузку", а в благолепие и благонравие меня напрочь отучил верить весь мой жизненный опыт.
Притом, весьма суровыми методами.
Но и обвинять наши российские власти в недальновидности и сдаче позиций у меня нет никаких оснований.
Почему?
А вот почему.
С одной стороны, подписанное соглашение, казалось бы, полностью находится в русле
"всемирной борьбы с терроризмом", торжественно объявленной после нашумевшего нападения на американских "близнецов".
И хотя с течением времени становилось все более ясно, что объявленная борьба является прикрытием для экспансии американского гегемонизма
(впрочем, с окончанием полномочий Буша есть некоторая надежда на уменьшение интенсивности этой экспансии), недальновидно-непримиримая политика исламского радикализма постоянно поддерживала в неисламском мире мнение о необходимости и актуальности военного противодействия терроризму.
Если уж Литва, Эстония и даже
Латвия посылают свой "ограниченный контингент" (очень ограниченный!) вооруженных сил против воинствующего терроризма, то как же может остаться в стороне Россия, вот уже второй десяток лет являющаяся объектом его непрерывных атак?
Так что предоставление коридоров для транзита грузов одного стратегического конкурента, находящегося в настоящее время в тактическом союзе, против другого стратегического конкурента, ведущего непрерывную подрывную деятельность, - не столь уж большая плата и не столь уж большие политические уступки, которыми бы следовало возмущаться.
Но с другой стороны не стоит забывать, что речь идет об Афганистане.
Помнится, великая империя, над которой в буквальном смысле "никогда не заходило солнце", под названием Великобритания, трижды воевала с Афганистаном; первую войну проиграла, вторую выиграла, насчет результатов третьей имеются некоторые разногласия, но закончилась она фактическим признанием Великобританией суверенитета Афганистана.
А лет через двадцать пять после этого прискорбного события великая империя Великобритания просто прекратила свое существование.
Другая великая империя влезла в афганскую авантюру с еще более неясными целями, воевала дольше, чем Великобритания, и развалилась практически сразу (через два года) после ее окончания.
Теперь в Афганистан вляпалась и третья великая империя.
А если учесть, что темп жизни все ускоряется и ускоряется, то можно предположить, что развал третьей "великой империи" может произойти даже ранее окончания этой миссии.
И Россия своей готовностью помочь Обаме косвенно ускоряет этот процесс.
Согласитесь, что подобному политическому решению позавидовал бы сам коварный Макиавелли.
Трудно сказать, приходили ли подобные мысли в головы наших МИДовцев, президентской администрации и другим заинтересованным органам власти.
Если и приходили, то они в этом не признаются.
За исключением, быть может, Жириновского, но его реакция мне пока что неизвестна...
А то, что о таком (вполне вероятном) развитии событий не додумался Обама со своим госсекретарем, то нам-то что за дело?
Пусть радуются своему дипломатическому успеху, подкрепленному явно видимой экономической выгодой; выгодой не такой уж и большой, но в условиях кризиса и малая экономия - экономия.
Пусть чувствуют себя борцами за цивилизацию и демократию, за демократию по их, американскому, образцу, но к этому пониманию мы тоже придираться не будем.
Тем более что уже два десятилетия мы у себя демократию по этому образцу строим.
Без особого, правда, успеха.
Что американцам Афганистан?
Они наверняка не считают Афганистан каким-то сакральным знаком для мировой политики.
Я, кстати, тоже так не считаю.
Просто Афганистан уже дважды стал индикатором и одновременно последней соломинкой, сломавшей хребет двум крупнейшим государствам мира.
Почему бы этому эффекту не проявиться и в третий раз?
Бог, как говорится, троицу любит...
А не проявится "афганский эффект" - тоже печаль небольшая.
Как говаривал в свое время
великий Мао: главное для тигра - правильно выбрать позицию; лучшая позиция на горе, с которой хорошо видно, как дерутся два дракона.
И пусть (добавлю я от себя) для драконов эта драка ничем не кончится, тигр все равно останется при своем интересе.
А также другие Заметки политического обывателя
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|