Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Десятый год издания 25.02.2009         N 1717   

Фантастическая психиатрия

    Эту историю мне рассказал отец, когда мне было лет десять.
    В одном сумасшедшем доме жили два тихих сумасшедших.
    Именно жили, потому что в древние времена сумасшедших не лечили, а только изолировали.
(Это сейчас их не просто изолируют, а еще и делают вид, что лечат.
Этому заблуждению способствует то, что нынче понятие "сумасшедший"
разделилось на множество диагнозов.
А в те далекие времена было только два вида сумасшедших: тихие и буйные.)
    Так вот, в одном сумасшедшем доме жили два тихих сумасшедших.
    А как говорил поэт: "А у психов жизнь - так бы жил любой!"
    Вот они так и жили.
    Ели, спали и гуляли в тесном дворе за высоким забором.
    И около этого забора один из них нашел большой гвоздь!
    Он долго крутил этот гвоздь в руках, напряженно думал, а потом подошел ко второму сумасшедшему и сказал:
    - Хочешь вылечиться?
    - Хочу!
    - Я могу это сделать!
    - А как?
    - Видишь гвоздь? - сказал ему первый сумасшедший. - Его надо приставить вот к этому месту на голове и стукнуть камнем. И ты вылечишься!

    Второй сумасшедший был, конечно, сумасшедший, но не дурак: он категорически отказался.
    Тогда первый начал его уговаривать вылечить себя.
    Долго уговаривать не пришлось: тот был, конечно, не дурак, но все-таки сумасшедший.
    Он взял в одну руку гвоздь, в другую камень, первый указал ему место на собственной голове, тот хорошенько прицелился - и трах!

    Первый взревел дурным голосом - и вылечился!
    Его долго обследовали доктора, признали здоровым и выписали из лечебницы.

    А второй сумасшедший так и остался в сумасшедшем доме.
    Потому что вылечившийся первый сумасшедший начисто забыл секретную точку, столь необходимую для выздоровления.

    Происхождение этой истории мне абсолютно неизвестно.
    Был ли это действительный случай, городская легенда, медицинская байка?
    Передавалась ли она устно или была вычитана у кого-то из ныне забытых писателей?
    Или напечатана и прочитана в стародавних журналах десятилетиями хранимых в бабушкиных сундуках?
    Об этом можно только гадать.

    Но уже тогда история о вылечившимся сумасшедшем поразила меня своим гениальным парадоксом: полученный результат полностью блокировал знания о его достижении!
    Разумеется, в десять лет я не мог сформулировать парадокс (и даже не пытался это сделать), но ощущение парадоксальности происшествия от этого не уменьшалось.

    Интересно, что за последующие полвека мне ни разу не попадалось ничего подобного ни в околонаучных или популярных публикациях, ни в литературе, включая фантастику.

    А ведь идея результата, вызывающего полное забывание пути его получения, кажется весьма многообещающей именно для фантастики, поскольку вплотную подводит нас к еще одной разновидности "чуда".

    Но даже Александр Грин, умеющий недомолвками и полунамеками создать ощущение чудесной таинственности и таинственного чуда, ни разу даже краешком не зацепил эту удивительную идею.
    А после братьев Стругацких, которые трактовали "чудеса", как многократные случаи предельно маловероятных событий, любые попытки выйти из этой схемы и вовсе прекратились.

    Теперь же, когда настоящая фантастика заменилась на современные сказки разной степени убожества, которые, в отличие от настоящих сказок, стыдливо именуют себя "фентези", а также другим бумагомаранием под названием "альтернативно-исторических произведений", вопрос логического обоснования "чуда" отпал сам собой.

    Ибо кому нужна логика в фентези?
    Никому: в любой момент появляется deus ex machina (бог из машины) и произвольным образом поворачивает сюжет в нужную автору сторону.

    Так что пусть сюжет о хитроумном сумасшедшем остается отдельным "жемчужным зерном" настоящей психологической фантастики, на возрождение которой я все еще продолжаю надеяться.


    А также Букволюбие и буквомания


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2017
Designed by Julia Skulskaya© 2000