О тещах
Лет тридцать назад были три основных темы неполитических анекдотов: анекдоты про Чапая, анекдоты про Штирлица и анекдоты про тещ.
Впрочем, анекдоты про Вовочку поначалу тоже были абсолютно неполитическими, но потом кто-то заметил, что Вовочка это Владимир Ильич в детстве, и они сразу переместились в другую категорию.
К счастью, к тому времени политический экстремизм властей уже иссяк и, став политическими, анекдоты не стали опасными для их рассказчиков и слушателей.
Примерно в то же время стали политизироваться анекдоты про Чапая, чуть позже - про Штирлица.
Анекдоты про тещ избежали этой участи, но вскоре вымерли, как класс.
Очевидно, в связи с упадком официального института брака, который в массовом порядке заменяется браками неофициальными.
Но анекдотов про тещ рассказывали тысячи.
Иногда очень злобные.
Например:
|
- Папа, а почему наша бабушка по двору зигзагами бегает?
- Кому бабушка, а кому - теща! Подай-ка вторую обойму.
|
|
Я тогда задумывался: а почему нет анекдотов про свекровей?
Более того, судя по тому, что историческая литература не донесла их до нас, то их, скорее всего никогда и не существовало.
То есть, наверное, такие анекдоты в природе встречались, но только в единичных экземплярах.
Но почему?
Размышляя над этим сложным вопросом, я пришел к выводу, что причины этого неравноправия точно такие же, как и причины вымирания анекдотов про тещ, то есть смена моральных установок в обществе.
В древние времена и практически до первой трети двадцатого века было принято приводить в дом жену.
Мужья, жившие у тещ, были редкостью, осмеивались сверстниками и даже имели специальное название в языке.
"Уйти в примаки" было действием редким, странным и неуважаемым.
Тещи при таком раскладе существовали отдельно, и все их странности, закидоны и прибабашки широким массам
зятьев были неизвестны.
А, следовательно, не было и причин для массового творчества.
Свекрови же с их странностями, закидонами и прибабашками были у невесток на виду, но анекдотной атаке не подвергались.
Это естественно: снохи всегда находились на нижней ступени семейной женской иерархии и выступать им против имущих почти абсолютную власть в доме свекровей было просто опасно.
По некоторым причинам, которые я рассматривать не буду (поскольку не вполне их понимаю), в середине двадцатого века в городах ситуация кардинально изменилась: матери предпочли не расставаться с дочерьми, а поселять у себя хотя бы одного зятя.
Дорога к массовому анекдотному творчеству была открыта!
При этом надо учитывать, что мужчины вообще более безалаберны и отчаянны, а, кроме того, они от тещ (по крайней мере, материально) не зависели.
Держала зятьев в этом странном симбиозе, конечно, жилплощадь, но вот они и отыгрывались!
|
Теща заявляет зятю:
- Не знаю, с кем ты договоришься, выкручивайся, как хочешь, но чтоб я была похоронена у кремлевской стены.
Зять ушел, через два часа приходит и говорит теще:
- Не спрашивай, с кем я договорился, но похороны завтра. Выкручивайся, как хочешь!
|
|
- Что такое двойственное чувство?
- Это когда видишь, как твоя теща летит в пропасть на твоем автомобиле!
|
|
Теща - зятю:
- Каждый вечер вы рассказываете моему внуку сказки. Не могли бы вы объяснить, почему они все заканчиваются одинаково: "Они поженились и жили счастливо, потому что невеста была сиротой?"
|
|
Это, так сказать, теоретико-историческая часть...
А я тут на днях захожу в Кунсткамеру (ныне Музей антропологии и этнографии) и вижу там замечательную индийскую скульптуру.
Не смог я мимо пройти и решил внести свой посильный вклад в дело увековечивания теще-зятьевых распрей.
Зятья меня поймут, а тещи, надеюсь, простят...
|
|
Портрет тещи
|
|
А также - За все про все
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|
|