Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Девятый год издания 27.12.2007         N 1556   

Нигилизм в России
(Тарас Бурмистров)

    В 1842 году в тогдашней столице Российской империи состоялся чрезвычайно любопытный разговор, который, к счастью, дошел до нас в точности, почти буквально.

    Барон Фиркс обозначает участников этой беседы инициалами; некоторые из них раскрыты в статье Ю. М. Лотмана "К вопросу об источниковедческом значении высказываний иностранцев о России".

    Все это лица чрезвычайно высокопоставленные: хозяин дома - генерал-адъютант Бутурлин, Ж. - сенатор Жемчужников, С. - граф Строганов, Д.- шеф жандармов Дубельт.

    - Я присутствовал на смотру, который император делал Преображенскому полку, - сказал один из присутствующих, - а так как некоторые построения пришлось повторять до трех раз, все это продлилось дольше обычного.
    - Как, - спросил генерал Ж., - император снова инспектировал преображенцев? Но ведь он же устроил им смотр на прошлой неделе.
    - Что вы хотите, - заметил граф С., - это сделалось какой-то манией. Император не знает другого времяпровождения, как играть в солдатики. Гвардия сыта по горло учениями и смотрами!
    - Это поглощает его целиком, и у него не остается времени на другие дела, - добавил сенатор Ж. - Вот уже восемь дней как министр юстиции напрасно добивается аудиенции, чтобы получить высочайшие резолюции по ряду дел, которые рассматриваются в сенате.
    - Если и дальше так пойдет, все придет в упадок, - заметил с другого конца стола кн. К. - В Министерстве внутренних дел мы ожидаем иногда неделями высочайших резолюций, которые вообще не прибывают, потому что император занимается только военными.
    - На это я позволю возразить, - заметил гр. С. - Император занимается и многими другими вещами, лишь бы они касались его прославленной железнодорожной линии между Петербургом и Москвой.

    Эти слова графа С. явились сигналом для всеобщего вопля, который поднялся со всех сторон по поводу так называемой несчастной идеи московской железной дороги.
    Все единодушно осуждали это предприятие.
    Находили нелогичным, что в стране, в которой почти совсем нет шоссейных дорог, сооружают железную.
    Исчисляли, что на деньги, в которые станет эта "императорская игрушка", можно было бы покрыть всю страну широкой сетью шоссе.

    - Неужели несмотря на это, - позволила себе заметить г-жа Б , - несмотря на доказательства столь убедительные, император продолжает настаивать на исполнении этого проекта?
    - Сразу видно, что вы не знаете императора, - сказал на это генерал Д., - это упрямейший из людей, и если он вбил что-нибудь себе в голову, ему хоть кол на голове теши (последняя фраза приведена у автора в буквальном переводе: "Dussiez-vous aiguiser un pieu sur sa tet!").

    (Из рассылки Тараса Бурмистрова news.chronicle)


    Истории про историю


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000