Посмертная история Джакомо Кваренги
(Г. Сапунова)
|
Теперь уже трудно ответить на вопрос, как и почему затерялась могила великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги, которому Северная столица обязана своим "строгим, стройным видом".
К счастью, сорок лет назад, спустя 150 лет со дня смерти зодчего была предпринята попытка отыскать его могилу, увенчавшаяся успехом.
И теперь прах великого архитектора покоится в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с гениальными скульпторами Демут-Малиновским и Федотом Шубиным и не менее гениальным строителем Казанского собора Андреем Воронихиным.
|
|
Без архитектурных шедевров Кваренги представить Петербург просто невозможно.
Около тридцати его построек сохранилось до наших дней.
Этот зрительный ряд впечатляет: Смольный институт, здание Эрмитажного театра на Неве у Зимней канавки, Мариинская больница на Литейном, Конногвардейский манеж, здание бывших торговых рядов на Невском проспекте у Аничкова моста, бывший Екатерининский институт на Фонтанке (Публичная библиотека).
А еще здание ассигнационного банка (ныне Финансово-экономический институт), дом Салтыкова (институт культуры), Юсуповский дворец, Александровский дворец в Царском Селе.
И, конечно, один из безусловных шедевров зодчего - здание Академии наук с его совершенными пропорциями, изысканностью немногочисленных архитектурных деталей.
Обогащает здание строгий портик из восьми ионических колонн: настоящий храм науки.
Последнее значительное сооружение - Нарвские ворота, установленные в 1814 году к моменту возвращения русских
войск из Парижа. Они были деревянными, но в 1834 ходу архитектор В. Стасов заменил их каменной аркой, которая существует и поныне.
Кваренги был самым признанным архитектором в конце XVIII века и строил не только в Петербурге, но и в Москве, в средней полосе России и на Украине, в Прибалтике.
"Лучше и быть не может"
|
Джакомо Кваренги
|
"Этот Кваренги делает восхитительные вещи; весь город уже начинен его постройками: он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может", - восторженно писал о нем современник.
А сам Джакомо признавался в письмах к другу, что он так занят, что едва находит время есть и спать.
Среди порученных ему зданий, по его словам, "...нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека".
Великолепные архитектурные ансамбли - не единственная память, которую оставил по себе архитектор из Бергамо.
После его смерти в 1817 году сын Кваренги Джулио обратился с прошением на имя императора Александра I: "... покойный отец мой... имел счастье быть вообще известным как отличный художник по своему дарованию..." - и просил принять в дар планы и рисунки различных строений, "им собственноручно начерченных".
Благодаря Джулио Эрмитаж обладает ценнейшей коллекцией чертежей его отца.
В различных собраниях бывшего Советского Союза и за рубежом хранится огромное графическое наследие Кваренги - более полутора тысяч листов.
(Продолжение)
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|
|