Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Девятый год издания 09.04.2007         N 1460   

Городок с ноготок
(Максим Кончаров)

    Была у великих зодчих такая практика - вместе с чертежами они изготавливали уменьшенную копию будущего здания. Причем разделяемую на несколько частей.
    Так что можно было и внутрь заглянуть, как в домик Барби.

    Стояли эти модели на стройках, и каждый мог видеть, что на этом месте возводят.
    А потом миниатюры передавали на хранение в Академию художеств.
    Около тридцати из них сохранились до наших времен.

Слева Троицкий собор Александро-Невской лавры. Он был построен в стиле северного барокко. В уже построенном здании по сводам пошли трещины, и его разобрали.
А это нынешний Троицкий собор архитектора Стасова. Посетители музея могут сравнить две модели.
    После долгого перерыва в музее академии открылась экспозиция, на которой представлены наиболее интересные уменьшенные копии петербургских памятников архитектуры.
    Причем как существующие, так и утраченные.
    Ведь не только советская власть сносила храмы.
    Правда, при царском режиме на месте разрушенного сразу строили новый.

    Так, на выставке, например, можно увидеть предшественника нынешнего Исаакиевского собора и обойти его со всех сторон.
    А фасад макета самой Академии художеств представлен в нескольких видах: с гладкими колоннами, с рифлеными (по-научному каппелироваными), с гладкими пилястрами и опять же с рифлеными. Выбрали когда-то, кстати, самые дешевые гладкие пилястры, которые мы и видим по сей день.

    Смольный собор, оказывается, тоже мог быть совсем не таким, как сейчас.
    Во всяком случае, Растрелли замыслил ансамбль гораздо грандиознее.
    Его макет потом кочевал по всему миру и был признан лучшим из всех подобных.

Смольный монастырь должен был выглядеть, по замыслу Растрелли, именно так.
Но величественная колокольня была выполнена только в модели. В натуральную величину она должна была быть выше колокольни Ивана Великого в Москве.
Исаакиевский собор Ринальди был открыт в 1802 году, однако вскоре начал разрушаться, и на его месте в 1818 году начали строить собор Монферрана.
А от творения Ринальди осталась лишь модель.

    Кстати, теперь нигде, кроме Петербурга, нет такого уникального собрания макетов исторических зданий.

    Фото Тимура Ханова.
    (КП в Петербурге, 14 ноября 2006 года)


    А также Пешком по Петербургу


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000