Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 05.02.2007         N 1442   

"Он же памятник!"
(пешком по городу)
    Многократно (в том числе, у вас) видел упоминания того, что известный памятник Николаю I - единственная в мире конная статуя, стоящая на двух точках опоры.
    Не знаете, откуда эта история вообще взялась?
    Меня некоторое время назад занесла судьба в славный город Буэнос-Айрес, где я увидел сие чудо.
    Может, конечно, там где-то есть и третья точка, но я её не разглядел.
(из письма)
SanMartin
    Буэнос-Айрес - город памятников: памятники ставили завоевателям и освободителям, поэтам и музыкантам, ученым и литературным героям, а судя по их количеству - и просто хорошим людям. Причем любопытно отметить, что ставили памятники и генералам, которые никогда ни в каких войнах не участвовали.
    Если не считать пограничных стычек и правительственных переворотов.
    Но памятник на площади Сан-Мартина отличается от всех: это памятник герою нации - генералу Хосе де Сан-Мартину, который разделил с Симоном Боливаром честь называться освободителем Южной Америки от испанского владычества.
    Памятник установлен скульптором Ж. Даунасом в 1862 году, а через 50 лет скульптор Г. Эберлейн поднял его на новое, гораздо более помпезное основание.

    Фигуру генерала окружают четыре скульптурные группы: "В поход", "Битва", "Триумф" и "Возвращение победителей". У подножия памятника восседает бог войны Марс, который подле себя держит огромного красавца-орла.
    Барельефы, расположившиеся с трех сторон постамента, изображают три главные победы Сен-Мартина - в сражениях при Сан-Лоренсо, Чакабуко и Майпу.

    Все это вы можете прочитать в любом туристическом проспекте.
    Краткая энциклопедическая справка добавляет:
    Хосе де Сан-Мартин (исп. Jose Francisco de San Martin y Matorras; 25 февраля 1778 - 17 августа 1850) - один из руководителей войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810-1826 годов, национальный герой Аргентины.
    Возглавлял первое правительство Перу.
    Вот это уже интереснее!
    Сразу вспоминается недавний анекдот про Муму, про которую написал Тургенев, а памятник почему-то Гоголю поставили.
    Некоторые, правда, смогут вспомнить и Пушкина:

"Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар".

    Разумеется, Онегин надевал не "освободителя" Южной Америки, а шляпу, подобную той, которую тот носил.
    Это было модно.

    Бог с ними, с Боливарами, с Аргентинами, Онегиными и Муму!

    Вопрос поставлен: откуда взялась история про "единственный в мире" памятник?
    Отвечаю: не знаю.
    Но могу сделать некоторые предположения.

    Для этого мне пришлось провести личную Малую ревизию памятников царям в Санкт-Петербурге.
    И выяснились удивительные вещи.

  • Петру Первому памятники есть.
    Я знаю целых шесть: Медный всадник, "Прадеду правнук" у Михайловского замка, памятник у Сампсониевского собора, шемякинский урод, очень невидный "Царь-плотник" на Адмиралтейской набережной и бюст у Домика Петра.
  • Екатерине Первой - нет памятников.
  • Многочисленным Аннам, естественно, - нет.
  • Елизавете - нет.
  • Петру Третьему - нет.
  • Екатерине Великой есть: колоколоподобный монумент стоит в сквере, носящем в народе иронически-любовное название "Катькин сад".
  • Павлу Первому недавно поставили сидячий монумент во дворе Михайловского замка.
  • Александру Первому - Александринский столп.
    По устойчивым городским легендам лик ангела суть портрет самого Александра.
  • Николаю Первому поставлен конный памятник работы Клодта.
  • Александру Второму на улице Ломоносова недавно восстановили бюст.
    А также на Суворовском проспекте установили памятник, который нам подарила Украина к трехсотлетнему юбилею.
  • Александру Третьему - конный памятник работы Трубецких.
  • Николаю Кровавому пока, к счастью, памятник не поставили.

    Допустим, с памятником Елизавете более или менее понятно: традицию установки монументов начала только Екатерина, а потом у властей до увековечивания "дщери петровой" просто руки не дошли.
    Да и царствование ее было "застойное", вроде и памятники ставить не за что.

    С Аннами и странно-суматошным мужем Екатерины Великой тоже понятно: кто же ставит памятники временщикам и неудачникам?

    Павел Петрович, как бы его не старались нынче реабилитировать, раньше все-таки популярностью не пользовался, да и детишки его, в той или иной степени замаранные кровью отца, не дошли до степени современного цинизма: ставить памятник папе, убитому при их прямом попустительстве.

    Но почему же Александру Второму не было нормального памятника?
    Самодержец-либерал, освободитель народа, невинно убиенный образованными экстремистами, - и только бюст?
    Загадка, между прочим...

    Вернемся теперь ко времени Первой Великой Ревизии памятников и постараемся понять ее логику.
    Очевидно, что в это время происходила борьба трех сторон.
    Возможно, что сторон было и больше, но основных было все-таки три:

ненавистники царизма и сторонники "разрушить до основания",
государственники, считавшие возможным воспитание патриотизма даже на примерах
"проклятого царизма",
архитекторы и "прочая интеллигенция", отстаивающая идеалы "внепартийной" красоты.

    И все становится на свои места:

Петра, как великого реформатора, оставили.
Екатерину тоже оставили, ибо Россия при ней расширилась многократно.
Столп, между прочим, хотели снести, но "прочая интеллигенция" его отстояла.
Тогда власти отыгрались на бюсте следующего Александра.
И на бегемотоподобном творении Трубецких.

Николай Первый     А памятник Николаю Палкину уцелел.
    Почему?
    Потому что был найден непробиваемый аргумент!
    "Это единственный конный памятник в мире, имеющий только две точки опоры".

    Было ли известно аргументаторам про фактическую копию клодтовского творения в далекой Аргентине, не было ли - про это ничего сказать нельзя.
    Мир велик, и чудес света в нем многие десятки.
    Возможно, что эксперты действительно не знали про памятник Сан-Мартину.
    А если даже и знали, что это меняет?
    Согласитесь, что дипломатический ход был изумительно точен.

    В результате мы имеем пусть не единственный, но безусловный скульптурно-архитектурный шедевр.
    А могли бы и не иметь...


    А также

Пешком по Петербургу


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2024
Designed by Julia Skulskaya© 2000