Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 06.12.2006         N 1430   
Московско-петербургские
архитектурные рифмы

Архитектурный миф и архитектурные рифмы
(Дмитрий Турусин)

(Начало)
    И такой мастер был безошибочно найден.
    Выбор канцлера пал на Пьетро Антонио Трезини, архитектора, чьими услугами пользовалась Елизавета Петровна в бытность свою цесаревной.

    Как и у многих мастеров его времени у П.Трезини была счастливая, но одновременно и драматическая творческая судьба.
    Сын первого архитектора Петербурга Доменико Трезини, крестник самого Петра, он был отправлен на учёбу в Италию.
    По возвращении в Россию Пьетро увлекается стилем рококо - изящной и прихотливой разновидностью барокко.

    С воцарением Елизаветы для мастера, казалось бы, наступают золотые дни.
    Именно Трезини новая императрица поручает достраивать Преображенский собор после смерти М.Земцова.
    Именно П.Трезини по мысли Елизаветы Петровны вновь вводит в архитектурную практику традиционное русское пятиглавие.
    Но она же постепенно отказывается от его услуг и все заказы отдаёт В.В.Растрелли.

    Убедившись, что перспектив в Петербурге нет, П.Трезини уезжает в 1751 году в Италию и больше не возвращается.
    О дальнейшей его судьбе ничего не известно.

    Итак, московский Климент имеет выраженные петербургские черты.
    Но есть ли у него конкретный прообраз в Петербурге, можно ли подобрать к нему петербургскую рифму? Явного прототипа нет, это ещё Грабарь отмечал, а рифма...
    Посмотрите на эти два памятника.

Петербург. Владимирская церковь.
1761-1769 гг.
Предположительно П.Трезини
Москва. Церковь Климента папы Римского.
1762-1769 гг.
Предположительно П.Трезини

    Нет, конечно речь не идёт о повторении проектов или прямых перекличках.
    Но в то же время нельзя не заметить и некоторого подобия храмов: характер пятиглавия, организация архитектурных масс, форма глав, масштабы.
    Тот и другой имеют нижнюю и верхнюю церкви, тот и другой больше похожи на соборы, хотя официально так не называются.
    Чем петербуржец Владимир не рифма москвичу Клименту?

    И когда стоишь перед этими памятниками забываешь обо всём и просто любуешься стройностью их форм, причудливым орнаментом, мощью, смелостью архитектурной мысли.
    И вспоминаются строки:

Без слов замедли шаг,
Без слов остановись -
Прислушайся к дыханию декора:
Причудливо запечатлела жизнь
Свой вечный замысел в безмолвном разговоре…
Изысканных пропорций волшебство
Берёт в полон переплетеньем линий,
Таинственно венчая на родство
С окаменевшей музыки стихией.
(В.Учёнова)1
Предположение о А.П.Бестужеве-Рюмине как заказчике Климентовской церкви впервые было изложено газетой "Московские ведомости" в 1862 г.
    Но сегодня оно находит мало сторонников среди исследователей.
    В частности потому, что нет неопровержимых доказательств существования в этом приходе палат канцлера.
    Да и дворянское владение в Замоскворечье?
    Сомнительно. Это всё равно, что дворец какого-нибудь вельможи на Петербургской стороне.
    Маловероятно, в силу особенностей местности.

    Версия имеет множество слабых сторон и, прежде всего, хронологические несоответствия.
    Дворцовый переворот произошёл в 1741 году и вскоре заложена была московская церковь.
    Но почему тогда так несомасштабна храму выстроенная позже колокольня?
    Пускай основной храм строился долго, но проект ведь уже был известен и вряд ли маститый архитектор сделал бы такую ошибку.
    В 1756-1758 годах была выстроена трапезная, а Климентовский предел находился именно в ней. Трапезная и колокольня были пристроены к старой церкви.
    Новый же храм завершён был значительно позже в 1762-1769 годах. Уже после смерти и Елизаветы Петровны и А.П.Бестужева-Рюмина.
    Всё это вызывает справедливые сомнения в версии о великом канцлере и позволяет говорить о легенде, архитектурном мифе.
Устремленный ввысь

    Единственное, что допускают современные исследователи, так это авторство П.Трезини.
    Естественно, он не мог наблюдать за постройкой и, скорее всего, просто использовался какой-то из его прежних проектов.
    Саму же постройку осуществлял московский архитектор И.Я.Яковлев.

    Вот так всегда, только поверишь в красивую легенду, тут же её развенчают.
    Так что же, не было никакого канцлера, а только замоскворецкий купец К.Матвеев?
    Может быть.

    И всё же...
    Если А.П.Бестужев-Рюмин не был заказчиком, то кому ещё могла быть нужна в Замоскворечье такая церковь?

    Кому нужно было обычный приходской храм превращать в собор?
    И если этот храм не мог строить московский архитектор, то кто в таком случае мог разместить заказ у архитектора петербургского?
    И как быть с перекличкой (рифмой!) икон и освящений приделов в московском храме Климента и петербургском Преображенском соборе?"
    Разве всё это может быть простым совпадением?

    Кто знает...
    Тайна самого петербургского храма Москвы остаётся неразгаданной.

 (Фотографии автора)

 1. Цит. по: Александров Ю. Музыка в камне. Архитектурные сокровища Москвы, М., 1981, с.12. (назад)


    Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
   Верея
   Невский проспект
   Конец начала
   Московско-петербургские архитектурные рифмы
   Башни и шпили
   Меншикова башня
   Рождение рифмы
   О городах
   Образы пространства: Петербург
   Образы пространства: Москва
   "Московский" Петербург
   Начертанные царскою рукою
   Комод на Покровке
   Нераскрытая тайна Замоскворечья
   Легенда о великом канцлере


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000