Московско-петербургские архитектурные рифмы
Легенда о великом канцлере (Дмитрий Турусин)
(Начало)
В середине 19 века была найдена старинная рукопись, где описывалась история храма, а заказчиком назван А.П.Бестужев-Рюмин.
|
А.П.Бестужев-Рюмин
|
Да, да, тот самый, Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, дипломат и канцлер, ловкий царедворец, а по совместительству ещё и фармацевт, автор известных капель.
В документе указывалось, что А.П.Бестужев-Рюмин владел в приходе старой Климентовской церкви палатами. Но жил он постоянно за границей, в Петербурге или в ссылке, и в свой замоскворецкий дом не наведывался.
Изложение событий в этой рукописи скорее носит черты предания, легенды.
Но в то же время многие факты представлены верно или легко
проверяются документами.
Как известно политическая судьба канцлера была переменчива.
Он то находился в фаворе, то стремительно падал вниз.
И вот при воцарении Елизаветы Петровны, когда А.П.Бестужев-Рюмин в очередной раз оказался в очень опасном положении, он обращает внимание на скромную Климентовскую церковь в своём приходе.
Чего это вдруг?
Оказывается, посвящение храма было очень удачным.
|
Елизавета Петровна
|
Елизавета Петровна в память о своём восшествии на престол не без помощи преображенцев, решает построить полковой собор в Петербурге. В благодарность за помощь и верность. Переворот приходился на день празднования святого Климента папы Римского.
Главный престол нового собора посвятили полковому празднику Преображения, а один из приделов - Клименту.
Существование московской церкви с таким же посвящением, да ещё в его приходе, было весьма кстати для А.П.Бестужева-Рюмина.
И он начинает финансировать её перестройку, причём все приделы и почти все иконы в точности повторяли посвящения и иконы Преображенского собора в Петербурге: главный во имя Преображения и придельный во имя Климента.
Тем самым опытный царедворец деликатно напоминал императрице о своей верности.
|
Но, поскольку и при Елизавете судьба была переменчива к Бестужеву-Рюмину, интерес к московской церкви у него то пропадал, то проявлялся вновь.
Этим объясняется очень долгое строительство храма.
Этим же можно объяснить и то, что имя Бестужева-Рюмина не упоминается в документах: он предпочитал действовать через подставных лиц.
Одним из них мог быть местный купец Козьма Матвеевич Матвеев,
живший рядом с храмом. Вот его имя часто упоминается в документах, в
частности, в бумагах, составляющих архив канцлера.
Большинство современных справочников называют К.М.Матвеева
богатым купцом и приписывают ему строительство Климента.
Но в то же
время есть сведения, позволяющие усомниться в возможностях Матвеева,
как строителя.
Например, не совсем понятно кем он, всё-таки, был – купцом
или простым чиновником и каково было его истинное состояние.
А от этого зависят ответы на вопросы существенные для нашей истории – были ли у
него средства и связи для строительства такого храма.
По устойчивой традиции один из домов напротив Климента
указывается как дом К.М.Матвеева.
Дом К.М.Матвеева в Замоскворечье, напротив церкви Климента
Здание многократно перестраивалось и первоначально представляло
собой традиционные каменные палаты середины 18 века. Оформление в
стиле классицизма дом получил в начале 19 столетия.
Но вернёмся к версии или, если угодно, к легенде о А.П.Бестужеве-Рюмине.
Разумеется, церковь, имеющая для вельможи столь большое значение, перекликающаяся с храмом, прославляющим новое царствование, не могла быть по внешнему виду обычной приходской церковью.
Это должен быть мощный, полётный храм, напоминающий петербургские соборы и построенный по последней архитектурной моде.
Ну, а дальше дело выбора архитектора.
Вопрос тонкий и деликатный, можно сказать политический.
Известно ведь, что во все времена архитектура часто была продолжением политики, а уж в эпоху дворцовых переворотов тем более.
Так что просчитаться в выборе мастера Бестужеву-Рюмину было никак нельзя.
(Продолжение)
Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
Верея
Невский проспект
Конец начала
Московско-петербургские архитектурные рифмы
Башни и шпили
Меншикова башня
Рождение рифмы
О городах
Образы пространства: Петербург
Образы пространства: Москва
"Московский" Петербург
Начертанные царскою рукою
Комод на Покровке
Нераскрытая тайна Замоскворечья
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|