Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 04.12.2006         N 1428   
Московско-петербургские
архитектурные рифмы

Нераскрытая тайна Замоскворечья
(Дмитрий Турусин)

(Начало)
    Знает ли читатель, что такое Замоскворечье?
    О, возможно это самая ароматная, самая "вкусная" и самая загадочная местность Москвы. Лежит она против Кремля в излучине Москвы-реки.
    В исторических судьбах этой местности есть что-то общее с Петроградской стороной Петербурга: такая же низменность, так же расположена за рекой по отношению к основным частям города и окружена со всех сторон водой, так же была подвержена наводнениям.
    Был даже проект соединить рукава излучины реки каналом и превратить Замоскворечье в остров.
    И такая же патриархальная отчуждённость от остального города в прошлом.

    В 16-17 веках в Замоскворечье были многочисленные слободы, в том числе и стрелецкие.
    В одном из здешних зданий Пётр I поместил школу навигацких и морских наук, но её учителя слёзно просили перевести их в другое место, "где б… мочно горизонт видеть и примечать обсервацию". И школу перевели, да не куда-нибудь, а в легендарную Сухареву башню.
    Позже на базе старших классов этой школы в Петербурге основали Морскую академию.


Фрагмент панорамы Замоскворечья из Кремля. Акварель Д.Индейцева. 1850 год

    К 19 веку эта местность превратится в оплот московского купечества, быт которого позже так колоритно опишет А.Н.Островский.
    Тогда-то Замоскворечье и стало местностью глухих заборов, тенистых садов и уютных особняков.

    То старое, патриархальное Замоскворечье, как и старая Петербургская сторона давно ушло. Но остались ещё кое-где заповедные уголки, позволяющие представить облик этой местности времён героев А.Н.Островского.

Замоскворецкая улица.
Застройка середины 19 века
Замоскворецкий дворик. И храмы замоскворецкие были сродни особнячкам: невысокие, уютные, спрятанные среди зелени

    И вот представьте, что среди этой патриархальности, среди этого моря деревянных домов и флигельков в середине 18 века появляется новый, невиданный здесь доселе храм.
Москва. Церковь Климента папы Римского

    Высокий, стройный, богато украшенный, с изогнутыми барочными формами, совсем непохожий на обычные приходские храмы, скорее, собор, чем простая церковь.

    Он и нашего современника поражает "державным пятиглавием, ... устремленными вверх объемами, украшенными затейливым декором"1, что уж говорить о москвичах восемнадцатого столетия!

    Так откуда здесь этот "улыбчивый праздник рококо", как писала о храме известный московский историк Н.М.Молева2?
    Какими ветрами занесло его на замоскворецкие улицы?

    История этого памятника одни вопросы без ответов.
    Формы Климента совсем не свойственны архитектуре Москвы.
    Храм больше похож на петербургские соборы елизаветинской эпохи.
Климент возвышается
над низкой застройкой Замоскворечья

    "По своему облику, - писал И.Э.Грабарь, - он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделён скорее чертами петербургской архитектуры...".

    Кто автор памятника?
    Барочный декор и пятиглавие наводят на мысль, что это мог быть кто-то из круга Растрелли, или архитектор, который, как изящно написано в "Архитектурном путеводителе" по Москве вдохновился обликом построек великого мастера
3.
    Одни исследователи называют имена А.Евлашева и К.Бланка, другие указывают даже на главу московской архитектурной школы того времени Д.Ухтомского.
    Но подлинный автор до сих пор остаётся неизвестным. Игорь Грабарь был уверен, что среди московских архитекторов не было мастера, способного возвести памятник в стиле французского рококо.

    Да, должен ещё быть храмоздатель.
    Или, говоря прозаическим языком, заказчик, человек финансирующий строительство.
    Кто бы это мог быть?
    Обычный прихожанин, какой-нибудь замоскворецкий купец?
    Судя по размеру и богатству внешнего и внутреннего убранства храма вряд ли.
    Такой заказ под силу человеку солидному, обладающему не только приличным состоянием, но и связями, чтобы пригласить известного архитектора.

    Загадки, вопросы.
    Будут ли когда-нибудь найдены ответы на них?
    Но вот в руки историков попадает один любопытный документ.

 (Фотографии автора)

(Продолжение)

 1. Слова читателя «Московского журнала», (2002, №5). (назад)
 2. Молева Н.М. Московская мозаика, М., 1971, с.116. (назад)
 3. Москва. Архитектурный путеводитель, М., 1997, с.260. (назад)


    Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
   Верея
   Невский проспект
   Конец начала
   Московско-петербургские архитектурные рифмы
   Башни и шпили
   Меншикова башня
   Рождение рифмы
   О городах
   Образы пространства: Петербург
   Образы пространства: Москва
   "Московский" Петербург
   Начертанные царскою рукою
   Комод на Покровке


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000