Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 28.11.2006         N 1426   
Московско-петербургские
архитектурные рифмы

Начертанные царскою рукою
(Дмитрий Турусин)

(Начало)
    Петербургские рифмы прочитываются и в церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице.
Москва. Церковь Петра и Павла
на Новой Басманной улице. 1705-1717
    Она построена по указу Петра I и даже, как утверждают документы, "по данному собственной его величества руки рисунку", т.е. по эскизу императора.
    Высочайший замысел, по мнению некоторых исследователей, выполнял всё тот же И.П.Зарудный.
    Строительство началось в 1705 году, но потом, в связи с запрещением возведения каменных зданий всюду, кроме Петербурга, оно прерывалось.

    Сооружение храма возобновили очень быстро - в 1717 году, по специальному разрешению - как-никак руку сам император приложил, да и посвящение храма обязывало его достроить.

    Для сравнения посмотрим на фотографию другой московской церкви, практически одновременной храму Петра и Павла и, по преданию также сооружённой по рисунку царя - церкви Ивана Воина на Б.Якиманке.

    Это один из наиболее ярких и оригинальных московских памятников начала 18 века.
Москва. Церковь Ивана Воина
на Б.Якиманке. 1709-1717

 

 

 
    При всей композиционной схожести церквей, заметно их существенное различие: сдержанность, если не сказать суровость Петропавловской церкви и раскрепощённость форм Ивана Воина.

    Возможно такая живописность якиманской церкви, помимо чисто архитектурных пристрастий, связана с праздничным ощущением от Полтавской победы, в память о которой храм был заложен.

    Но, возможно, сказался и сам выбор места: Петр и Павел стоит на пути в Немецкую слободу, Преображенское, Измайлово, т.е. в те московские местности, само название которых ассоциируется с реформами и преобразованиями; а церковь Ивана Воина воздвигнута в одном из самых традиционных и консервативных исторических районов Москвы - купеческом Замоскворечье.

    Показанные здесь памятники вряд ли имеют полные созвучия в Петербурге.
    Но их общий характер, образный строй, да и стилистика рифмуются с начальной петербургской архитектурой. Ведь это сооружения одного времени, одного стиля.
    И палаты Аверкия Кириллова, например, вполне могли бы украсить какую-нибудь петербургскую улицу.

    Правда, даже в ту раннюю эпоху были заметны и существенные отличия. Московские постройки кажутся более сочными и живописными в отличие от сурового аскетизма первых петербургских зданий.
    И.Э.Грабарь писал, что "сама правильность планировки Петербурга, прямолинейность его улиц, линий и каналов должна была отразиться на известной прямолинейности его архитектуры, тогда как холмистость Москвы давала простор живописному разгулу"
1.

    Как видим, Москва не была "безнадёжно отсталой" в архитектурном отношении и многие приёмы нового зодчества начинали применяться именно в Москве.

    Если в начале 18 века Москва и Петербург шли примерно одной архитектурной дорогой, то позднее их пути разошлись.
    В Москве сложилась своя архитектурная традиция, в Петербурге - своя.
    И, начиная с середины 18 века, уже Петербург "экспортирует" в Москву свои архитектурные пристрастия.

 (Фотографии автора)

1. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб, 1994, с.7, (назад)

(Продолжение)


    Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
   Верея
   Невский проспект
   Конец начала
   Московско-петербургские архитектурные рифмы
   Башни и шпили
   Меншикова башня
   Рождение рифмы
   О городах
   Образы пространства: Петербург
   Образы пространства: Москва
   "Московский" Петербург


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000