Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 27.11.2006         N 1425   
Московско-петербургские
архитектурные рифмы

"Московский" Петербург
(Дмитрий Турусин)

(Начало)
    Пётр Великий вовсе не начинал свои реформы на пустом месте.
    Многое, очень многое сделал батюшка его, царь Алексей Михайлович, да и сестрица, царевна Софья, не чуралась нововведений и была особой весьма просвещённой.
    Новые начинания проявлялись всюду, в том числе и в зодчестве.
    Вот посмотрите, что строили в Москве, когда будущий реформатор был ещё мальчиком.

Москва. Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря
    На фотографии изображена трапезная Симонова монастыря, сооружённая архитектором Осипом Старцевым в 1685 году.

    Одного взгляда достаточно, чтобы увидеть в этом сооружении не только особенности московского барокко, но и характерные черты барокко западноевропейского.
    Трудно сказать, есть ли прямые переклички этого фасада с конкретными зданиями, но общие стилистические черты налицо. Особенно замечателен разорванный трёхъярусный фронтон.
    Специалисты говорят о польских, голландских и французских влияниях.

    Спустя двадцать с лишним лет схожие элементы композиции мы будем наблюдать в оформлении ранних петербургских зданий.
    Но и в Москве продолжалось строительство в западноевропейском духе.
    Вот какие московские памятники, на наш взгляд, вполне могли появиться и в Петербурге.

    В Замоскворечье на Берсеневской набережной, против храма Христа Спасителя, расположен интересный ансамбль - старинные палаты, а рядом, чуть в глубине, церковь.
    Это палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке.


Москва. Палаты Аверкия Кириллова. Общий вид ансамбля

    Возникновение усадьбы относится к очень давним временам.
    Городские предания рассказывают, что в 15 веке владение принадлежало боярам Беклемишевым. Один из представителей этой известной в своё время боярской фамилии И.Н.Беклемишев по прозвищу Берсень был казнён, а земли его отданы другим владельцам.
    Так Берсеневка оказалась в руках "государева садовника" Кириллова.
Палаты Аверкия Кириллова.
Фасад, обращённый к реке. 1703-1711

    Потомки садовника и перестроили палаты по новейшей архитектурной моде в начале 18 века.

    Хотя в целом палаты по-московски живописны, но это во многом благодаря общим качествам ансамбля.
    В фасаде, обращённом к реке, просматриваются и какие-то петербургские черты, звучат петербургские рифмы.
    Многие исследователи связывают этот фасад с творчеством архитектора И.П.Зарудного.

    Но это если смотреть с реки.
    Если же на палаты посмотреть со двора, то они как бы перевернутся и будут вполне московским памятником - свободно поставленным, с характерными древнерусскими наличниками, колонками на углах и горизонтальным поясом кирпичей, поставленных на ребро, поребриком, разделяющим этажи.

    Этакий дом-перевёртыш, очень характерная чёрточка старинных московских зданий.
Палаты Аверкия Кириллова. Дворовый фасад

    Так всегда происходило, когда дом многократно видоизменялся - уличные фасады его перестраивались по последней архитектурной моде, а дворовые оставались в первоначальном виде.
    Получается, что дом живёт во времени.

    А ещё со стороны двора есть небольшой приямок, углубление у самого основания.
    Это за века вокруг палат образовался культурный слой.
    В правой нижней части палат выглядывает, спрятанный этим приямком наличник окна. Создаётся почти полная иллюзия, что палаты вросли в московскую землю.

 
Вот такие уголки
ещё сохранились в центре Москвы

    Из глубины же владения, если зайти за церковь, открывается и вовсе почти патриархальный вид: тишина, умиротворённость. Вдалеке возвышаются главы воссозданного храма Христа Спасителя.
    Здесь забываешь, что находишься среди огромного современного города.

    И вновь приходят на память строки П.А.Вяземского:

     Город причудливо странный,
     Красок и образов смесь:
     Древности благоуханной
     Веет поэзия здесь…

    …однако, мы, кажется, увлеклись. Речь ведь шла о "московском" Петербурге, то есть о петербургских уголках Москвы.
    Не о прошлом, а, наоборот, о будущем архитектурном облике.

 (Фотографии автора)

(Продолжение)


    Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
   Верея
   Невский проспект
   Конец начала
   Московско-петербургские архитектурные рифмы
   Башни и шпили
   Меншикова башня
   Рождение рифмы
   О городах
   Образы пространства: Петербург
   Образы пространства: Москва


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000