Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
      Восьмой год издания 22.11.2006         N 1422   
Московско-петербургские
архитектурные рифмы

Образы пространства: Москва
(Дмитрий Турусин)

(Начало)
    Посмотрим теперь на московский исторический портрет.
    Это будет фрагмент известной гравюры П.Пикарта "Панорама Москвы из Замоскворечья". Гравюра датируется 1707-1708 годами.
    На ней мы видим характерные черты уже московского силуэта: в центре возвышается Боровицкий холм, учащается к узловым точкам ритм вертикалей, хорошо заметна их иерархия.


Москва. Панорама города. Фрагмент гравюры П.Пикарта

    Вроде бы использован такой же приём, что и на петербургском рисунке Х.Марселиуса - тот же взгляд издалека, так же на первом плане река и огромное небо над городом, та же вытянутость города по ширине всего изображения.
    Но между вертикальными акцентами (весьма многочисленными, заметим) не ленты сомкнутых фасадов, как в Петербурге, а самостоятельные объёмы.
    Даже облака и те выписаны отдельными группами, выстроенными по вертикали!
    Игра светотени на архитектурных плоскостях подчёркивает особенности застройки.
    Город работает, играет объёмами.

    Однако лента горизонтали есть и здесь, и она очень важна. Это крепостная стена, связывающая всё в единое целое. Вспомним, что в древнерусской традиции городом назывался только тот населённый пункт, который имел крепостную стену.
    Город, ограда, - слова одного корня и смысла. В древнерусском представлении город это всё, что огорожено, опоясано или, другими словами, связано и объединено. А, следовательно, и защищено.
    И вот эта связывающая всё и вся лента укреплений, объединяла в единый организм разрозненные сооружения, делала их городом.

    Таким особенностям застройки способствовало расположение Москвы на перепадах высот, на многочисленных уклонах и в долинах.
    Москва просто не могла быть решена линеарно, как Петербург.

    Естественно, художники это чувствовали и старались передать образ иного городского пространства в своих произведениях.

    Ранее мы уже приводили поэтические иллюстрации к облику Москвы, вот ещё одна, петербургского поэта 19 века В.Бенедиктова, удивительно подходящая к гравюре П.Пикарта:

Город - досыта простору!
Город - есть на что взглянуть!
Город - под гору и в гору!
Так и эдак повернуть!
Он не в вытяжку, нестройно,
Но широко, но спокойно
На холмах по-барски лёг,
Дал разгул своим палатам,
И рассыпался по скатам,
И раскинулся как мог…
    Взглянем для сравнения и на Москву с высокой точки. Наиболее известная (и доступная) - смотровая площадка Воробьёвых гор.
    Подойдём к самой бровке обрыва.


Москва. Панорама с Воробьёвых гор. Фото автора

    Мы увидим, почувствуем всю объёмно-пространственную глубину города: перекличку ближнего и среднего планов, тонущий в дымке, часто едва заметный дальний план.
    И, конечно, различное освещение в течение суток и в разную погоду, наиболее эффектное летом на закате дня.
    И объёмы, объёмы, объёмы, как кирпичики, которые создают эту пёструю и сочную мозаику Москвы.
    На этот город есть откуда посмотреть сверху, и он, как опытный актёр пользуется этим.

    Если же и над Москвой подняться на высоту птичьего полёта впечатление не изменится: те же кубики объёмов, группы зданий, одним словом та же мозаичная картина.


Москва. Панорама центра города
На переднем плане здание МИД на Смоленской площади

    Москва в отличие от Петербурга решена преимущественно объёмами, а не линиями или плоскостями.
    Это прослеживается и в её современных панорамах, и в её исторической картографии, и в её иконографии.

    Но точно также в иконографии и панорамах Петербурга проявляются его характерные планиметрические особенности.

    Однако для познания города недостаточно изучать только его изображения. Надо видеть живые здания и улицы.
    Но как это сделать, если памятники и застройка нужного периода не сохранились?
    Да очень просто - подсмотреть, что осталось у соседа.

    Вопреки устоявшемуся представлению, с основанием Петербурга каменное строительство в Москве не прекращалось, многое было начато ещё в конце 17 века и достроено позже: Лефортовский дворец, здание Арсенала в Кремле, церкви Николы на Болвановке у Таганки и Спаса на Песках близ Арбата, Меншикова башня.
    Много строилось и традиционных каменных палат.

    Эти памятники полностью или частично можно отнести к петровскому времени.
    Не все они, конечно, были новаторскими по своей архитектуре, некоторые (особенно храмы) отличались вполне традиционным внешним видом, но во многих, так или иначе, проявлялись черты новой архитектуры, нового градостроительного мышления.
    Именно по сохранившимся московским памятникам первого десятилетия 18 века и можно попытаться представить архитектуру начального Петербурга.

    В следующем очерке мы совершим небольшой экскурс в этот "московский" Петербург.

(Продолжение)


    Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
   Верея
   Невский проспект
   Конец начала
   Московско-петербургские архитектурные рифмы
   Башни и шпили
   Меншикова башня
   Рождение рифмы
   О городах
   Образы пространства: Петербург


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000