Московско-петербургские архитектурные рифмы
Образы пространства: Петербург (Дмитрий Турусин)
(Начало)
В предыдущей серии очерков речь шла о двух родственных зданиях: Меншиковой башне в Москве и колокольне
Петропавловского собора в Петербурге. Рассказ об их истории был предварён историческими экскурсами о башнях и шпилях и о характере городского силуэта.
Продолжим наши изыскания и обратимся к иконографии.
Посмотрим, что из неё можно почерпнуть о застройке и самом пространстве городов.
Сравним два изображения, так сказать, два городских портрета.
На первом показана застройка Петербурга в 1720-х годах.
Петербург. Гравюра по рисунку датского архитектора Х.Марселиуса
Мы видим здесь полное подтверждение тезисов Д.С.Лихачева о силуэте Петербурга, изложенных в очерке
"Башни и шпили".
На гравюре хорошо просматривается эта тройная горизонталь реки, набережной и линии соприкосновения крыш с небом.
Система петербургского силуэта была заложена ещё на заре истории города.
Между прочим, шпили художник тоже показал, просто они не вошли в данный фрагмент. Но их роль здесь играют корабельные мачты.
На первых рисунках города при изображении домов подчёркивается плоскость стен, а не объём: сомкнутая линия фасадов, напоминает широкую, вытянутую вдоль реки ленту.
Слабо выделенные ризалиты и другие незначительные выступы зданий не мешают общему впечатлению.
Так рисовали город и П.Пикарт, и А.Зубов, и Х.Марселиус.
Петербург зарождался и воспринимался современниками скорее плоскостно, чем объёмно, его можно назвать городом планометрическим.
Разумеется, это вовсе не означает, что в Петербурге не было зданий, работавших объёмами.
Они были и есть, их много: Петропавловский собор, Адмиралтейство, Михайловский замок, Исаакиевский собор, Смольный монастырь, другие крупные храмы.
Но подобно тому, как петербургские вертикали подчёркивают значение его горизонталей, так и петербургские объёмы лишь подчёркивают, оттеняют планиметричность города.
Причина не только в характере местности, в которой возник Петербург, но и в принципах регулярного градостроительства, предписывающих смыкать дома друг с другом и трактовать их как единый бесконечный фасад.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, например, на современные панорамы Петербурга, сделанные с высоких точек.
В Петербурге нет естественных площадок, откуда можно было бы обозревать его панораму.
Из рукотворных самая известная (и доступная) - колоннада Исаакиевского собора.
Панорама города с Исаакиевского собора
Фото: Елена Редиска (Петербург)
Что же мы видим оттуда?
Всё ту же линию, плоскость, с редкими (но очень эффектными) вертикальными акцентами.
Образ пространства Петербурга никогда не рассчитывался на созерцание с подобной высоты.
Если бы не купол Исаакия таким Петербург никто бы не увидел, "…нашего Петербурга ниоткуда не видно" - писал в одном из писем Н.Бестужев1.
Это город улиц, площадей и речных панорам.
А если подняться ещё выше, то весь городской пейзаж неожиданно преобразится и станет похожим на огромную карту в натуральную величину: относительно невысокая ровная застройка равномерно заполнит всё пространство между улицами, и только шпили, лёгкими уколами опять вонзятся в небо.
План от латинского «planum» — плоский
Линия, а не объём - вот настоящая стихия Петербурга.
Недаром это слово многократно закреплено в топонимике города.
Итак, мы и в другой проекции видим подтверждение тезисов Д.С.Лихачёва о петербургском силуэте.
А как в это же время выглядела Москва?
Как воспринималось современниками её пространство?
Читатель узнает об этом, когда познакомится со вторым изображением.
(Продолжение)
1. Цит. по: Москва-Петербург: pro et contra, СПб, 2000, с.50. (назад)
Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
Верея
Невский проспект
Конец начала
Московско-петербургские архитектурные рифмы
Башни и шпили
Меншикова башня
Рождение рифмы
О городах
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|