Старое и новое - 5
В начале шестидесятых годов Горсовет Ленинграда вдруг озаботился видом пустых брандмауэров в городском пейзаже.
В то далекое некомпьютеризированное время это слово означало именно то, что означало с самого начала:
глухую кирпичную стену между вплотную стоящими домами, служащую защитой от распространения огня при пожарах.
Компьютерное понимание "брандмауэра" говорит о том, что программисты правильно понимают распространение вирусов, как стихийное бедствие (пожар). Впрочем, пока мы говорим о прошлом...
Вообще-то после войны и блокады в Ленинграде было огромное количество разрушенных зданий. На многих старых фундаментах возводили новые дома, но множество развалин было просто разобрано, а в лакунах устроены садики и скверики.
Кроме того, к шестидесятым годам прошлого века начали вырабатывать ресурс доходные дома времен Достоевского.
Часть из них ставили на капитальный ремонт, а некоторые - сносили, отчего количество видимых глазом глухих стен росло.
Так или иначе, Горсовет видимые брандмауэры вдруг обнаружил и признал явлением нехудожественным.
Возможно поэтому проблему постарались решить довольно изящно: на этих стенах стали размещать художественные фрески и мозаики.
Мне кажется, что широкого распространения это явление все-таки не получило.
Во всяком случае, я могу припомнить только четыре произведения такого рода.
|
"Человек и космос"
|
На брандмауэре дома один по Боткинской улице установлена мозаичная композиция "Человек и космос" работы художника В.А. Анонова.
Сейчас она практически не видна из-за разросшихся деревьев.
На улице Чапыгина (дом 61 по Каменноостровскому проспекту) хорошо сохранилась композиция из трех женских фигур.
Панно называется "Дружба" и символизирует дружбу представителей трёх рас.
Рисунок выполнен отбойным молотком, на фоне светлой штукатурки выбиты контурные линии
(автор Б.С. Аксельрод).
Около последней конспиративной квартиры Ленина на Сердобольской улице (дом 2) было что-то сугубо революционное (панно работы художника Энгеля Насибулина), включая топографическое изображение пути Владимира Ильича в Смольный.
Дом давно расселен и заброшен.
Панно находится в ужасном состоянии, фреска необратимо осыпается.
Четвертое панно выполнено в 1965 году на торце дома №2 по проспекту Стачек около Нарвских ворот.
Оно также посвящено революционным событиям, но на Нарвской заставе.
Панно у Нарвских ворот
Романтико-революционная настроенность монументально-прикладного искусства шестидесятых - очевидна.
Прорыв в космос, национально-освободительная борьба "горячей Африки" (для тех, кто забыл - до 60-х годов прошлого века практически все африканские страны были колониями; с той поры еще не прошло и полувека), политическая оттепель в СССР (термина "социализм с человеческим лицом" тогда еще не придумали) требовали своего воплощения в формах более мощных, нежели фотографии, картины и газетные публикации.
И они нашли свое отражение в городском украшательстве.
Плохо ли, хорошо ли это украшательство проведено - вопрос второй.
Первый вопрос - о состоянии исторической памяти.
Между прочим, если вы посмотрите на оба революционных панно, то можете заметить, что нарвское панно стилизовано под изображения времен Пролеткульта, в то время как в сердобольском явно просматривается стилистика шестидесятых.
К сожалению, оно обречено на исчезновение: никто не будет заниматься заброшенным домом.
История шестидесятых - вроде бы еще никакая не история. И взгляд из шестидесятых годов на 1917 год тоже вроде бы никому не интересен.
Интересен только сегодняшний взгляд...
О том, что сегодняшний взгляд столь же текуч и быстротечен, никто даже и не догадывается.
А ведь история - это не только свидетельства современников, это (в не меньшей степени) оценка исторического события потомками.
И пусть эти оценки разнятся и даже отвергают друг друга, неправильно и некрасиво оставлять будущему только
свою оценку, выдавая ее за истину.
Да, а какими же монументальными ценностями на брандмауэрах радует нас теперешнее городское правительство?
Погуляйте по городу (не обязательно по Петербургу) и посмотрите.
Разнообразие велико!
К счастью, у этого разнообразия есть одна общая (прекрасная!) отличительная черта: все оно
временное!
Образчик современного "брандмауэрного искусства" я прилагаю.
А название фирмы я замазал специально.
Старое и новое - 4
Старое и новое - 3
Старое и новое - 2
Старое и новое - 1
А также
Пешком по Петербургу
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|