Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Восьмой год издания 14.07.2006         N 1373   

День взятия Бастилии

    Началом Великой французской революции считается "штурм Бастилии" 14 июля 1789 года, который до сих пор отмечается как национальный праздник. С этого момента огромное влияние приобрели якобинцы, выражавшие интересы нижних слоёв общества.
    Дело кончилось диктатурой, которую они установили четыре года спустя.
    Якобинцы были прямыми предшественниками большевиков, считавших якобинскую диктатуру высшей фазой французской революции.
    Диктатура продержалась год, а в июле 1794 года в результате так называемого "термидорианского переворота" к власти пришла олигархия и установила буржуазный строй, существующий и поныне.

    Это не мешает свободолюбивому французскому народу праздновать день антибуржуазной революции, а буржуазнейшему из буржуазных правительств смотреть на эти революционные празднества снисходительно и сквозь пальцы.

    А почему бы и нет?
    Отчасти это, конечно, лицемерие власти, но в большой степени - ее мудрость.
    Пусть лучше празднуют успех старой и, в конечном счете, неудавшейся революции, чем делают новую, возможно, более радикальную и более успешную.

    В выборе французами своего национального праздника сказался и их национальный характер, которыми они знамениты во всем мире: романтическая галантность.
    Француз (не только француз, но считается, что в первую очередь - француз) может всю жизнь быть женат на скучной и унылой жене, но хранить пылкую привязанность к юной красотке, которую случайно встретил на перекрестке много лет назад.

    То же и с национальным праздником.
    Замечательный лозунг "Свобода, равенство и братство" якобинская диктатура просто не успела опорочить своей практической деятельностью.
    Он остался вечно юным, справедливым и актуальным.
    И столь же прекрасным, как та случайно встреченная незнакомка.

    Идея же коммунизма, которую вовсе не Маркс придумал и которую человечество лелеяло много сотен лет, в двадцатом веке была настолько серьезно опорочена сначала тиранией, а потом геронтократией, что ее возрождение в ближайшие столетия весьма проблематичны.

    Так что нам нужно сказать спасибо французской олигархии восемнадцатого века за своевременное вмешательство в исторические события.

    А то ведь поживи французы со "свободой, равенством и братством" (да к тому же под руководством непримиримых якобинцев), как Россия жила с идеей социалистического равноправия, несколько десятков лет - глядишь, и у человечества еще одним идеалом было бы меньше.

    А их и так очень немного.

    И пришлось бы французам (как и нашей Думе) изыскивать какие-нибудь сомнительные исторические события, близкие по дате к бывшему национальному празднику и переносить празднование на этот день.

Офорт Поля Жакоба Ламини, XIX в.
Взятие Батилии
    А сейчас все очень хорошо сложилось - и волки целы и овцы сыты, а в королевском Лувре, как и в царском Зимнем дворце - музей.

    И только Бастилии не повезло: этот шедевр средневекового зодчества был под корень сметен революционным народом.
    Но об этом никто не жалеет.
    Напротив, это событие породило массу произведений искусства, начиная от гравюр и кончая комиксами.
    Так что общий уровень культурного наследия Франции в целом не изменился.


    Истории про историю


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000