Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Восьмой год издания 25.04.2006         N 1356   

Башни и шпили
О городском силуэте

(Дмитрий Турусин,
Москва)
(Начало)
    Известно, что наиболее характерной и узнаваемой чертой петербургского силуэта являются шпили города. Они пронзают небо, острыми акцентами оживляя равнинный пейзаж.
    Академик Д.С.Лихачёв писал, что главное в облике Петербурга - это четко выраженные горизонтали.
    Первой горизонталью он называл линию соприкосновения воды и земли, второй - ровный, всегда одинаковый уровень набережных, третья же горизонталь - линия соприкосновения крыш домов и неба.
    От этих горизонталей вверх устремляются шпили.
    Вот на таком контрасте протяжённой линии застройки и острых шпилей выстраивается почти весь петербургский силуэт.
 
http://www.cityspb.ru/spb_foto.html?id=32
Петропавловская церковь ранним утром.
Один из излюбленных фотографических сюжетов.
На снимке хорошо видны особенности петербургского силуэта

    Наиболее известное из сооружений, увенчанных шпилями - колокольня Петропавловского собора.
    Заложенный в мае 1712 г., собор был достроен спустя 20 с небольшим лет, уже после смерти Петра I.
    Но колокольня окончена намного раньше собора, ибо ей отводилась очень важная роль в панораме города: её силуэт был виден далеко окрест, она должна была служить не только своему прямому назначению, но быть смотровой вышкой и одним из символов нового города.
    В этом смысле колокольня Петропавловского собора была для начального Петербурга тем же, чем для древней Москвы была колокольня Ивана Великого в Кремле.

    Характер московского городского силуэта иной.
    Москва расположена на водоразделах, на высоких речных берегах, которые по давней традиции назывались холмами и увенчивались церквами с колокольнями.
    Отсюда плавный, волнообразный силуэт города, у которого, конечно, тоже есть свои архитектурные акценты, но не такие острые, не петербургские уколы неба шпилями, а купола и шатры.
 
Вид на Китай-город и Кремль. Акварель неизвестного художника нач. XIX века.
Перепады высот подчёркивали ярусное построение московского силуэта

    Холмы и долины, раскинувшиеся без видимого порядка извилистые улицы и дома, окружённые садами, создавали живописный характер застройки Москвы, что отмечалось многими авторами. Есть прелесть в этом беспорядке твоих разбросанных палат - писал П.А.Вяземский.
    Однако с петровских времён в Москву стали постепенно проникать другие архитектурные веяния.

(Продолжение)


       Дмитрий Турусин в "ЗЛ":
    Верея
    Невский проспект
    Конец начала


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2006
Designed by Julia Skulskaya© 2000