(Словарь иностранных слов).
Это приобретение нового, слегка ироничного смысла очень старого слова нужно, видимо, полностью отнести к особенностям национального польского характера.
(Судя по разного рода сериалам, примерно таким же гонором обладают бразильянцы и прочие потомки пылких кабальеро, но подозревать Испанию в языковой экспансии в Россию неправомерно, ибо испанцев в России было относительно много лишь после гражданской войны 1937 года, а слово - значительно старше.)
Зато поляков на Руси всегда бывало предостаточно.
Иногда с дружественными миссиями, иногда - напротив.
Более того, сама Польша некоторое время была частью Российской империи, за что сейчас ужасно на нас обижается.
Истины ради, но с глубоким сожалением надо отметить, что рецидивы (тоже латынь, но по-русски объяснять длиннее) имперского самосознания России продолжались довольно долго и с удручающим постоянством.
Вспомним хотя бы "победоносный" поход Тухачевского-Сталина на Варшаву и печально известную Катынскую трагедию, которая не может расцениваться иначе, как мелочная месть Сталина за неудавшуюся варшавскую кампанию.
Правда, эта "мелочная" месть стоила жизни нескольким десяткам тысяч поляков, но у тиранов своя этика и своя арифметика.
Россия же, приняв на себя статус правопреемницы СССР, приняла нелегкую и грустную обязанность признавать имперский гонор своего прямого предка, как историческую ошибку.
Это я считаю не совсем справедливым, особенно в период с 1924 по 1953 год, ибо с не меньшим основанием можно предъявлять претензии непосредственно г-ну Саакашвили, как прямому потомку (по линии государственной власти) другого грузина.
Но Грузия себя ничьим правопреемником предусмотрительно не провозгласила, поэтому с юридической стороны она вроде бы и не причем.
А Россия, стало быть, причем.
И должна бесконечно отдуваться за те безобразия, которые натворили в мире русскими руками два хитрых и властолюбивых грузина.
Почему бесконечно, спросите вы?
Да потому что польский гонор постоянно требует подтверждения своего уважения.
Вот и на днях опять произошел очередной приступ политической шизофрении.
В минувший вторник депутаты сейма (парламента) Польши направили резолюцию в адрес российских властей, в которой сейм требует от России "признать убийство польских военнопленных геноцидом".
Почему вновь возникло обострение этого вопроса остается не совсем понятным - ведь тринадцать (тринадцать !) лет назад Россия признала факт репрессий и принесла официальные извинения.
Впрочем, приступы польского политического гонора двадцать первого века повторяются с постоянством, не меньшим, чем приступы российской имперской амбициозности в веке двадцатом.
И не только в отношении России.
Например, в августе прошлого года Польша потребовала извинений у Великобритании.
За что?
"За бездействие союзников, которые не оказали поддержки Варшавскому восстанию против фашистских войск 1 августа 1944 года".
Великобритания снисходительно удивилась, назвала Варшавское восстание "величайшим актом сопротивления в оккупированных странах", но извиняться категорически отказалась.
Через месяц Польша потребовала от Германии...
(Продолжение)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер