Воистину жестокий век!
Чуткий и впечатлительный Батюшков один из первых в дорассветной рани услышал скрежет железа и на себе испытал пожатие не каменной, а железной десницы.
После многих лет болезни и страданий Батюшков умер от тифа в Вологде 7(19) июля 1855 года.
Большие биографические и творческие пропуски лишают возможности с желательной полнотой воссоздать картину развития Батюшкова. Многое скрыл от нас сам поэт - уничтожил часть рукописей.
Но и при учете этих пропусков, и при упоминании о "не созревших надеждах" творческий облик Батюшкова и вклад поэта в русскую литературу встают перед нами сегодня в своем истинном значении.
Надо помнить, что Батюшков еще готовился к главным свершениям в своем творчестве. Поэт говорил о себе:
"Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было".
Читатель обращается к реальному литературному наследию Батюшкова и видит, что оно ценно и по сумме идей, заложенных в нем, и по богатству историко-культурных ассоциаций, и по смелости разноречивых образов, и по окрыленности их, и по возвышенному строю и дивной певучести поэтической речи.
Батюшков - чародей мелодии стиха. Его стих хочется произносить слегка нараспев, как некогда произносились трагические монологи: не говорить, а именно декламировать.
До Батюшкова наши поэты не уделяли такого пристального внимания звуку в стихе.
Автора "Тени друга" не могли увлечь примитивные звукоподражания. Стих его удивительно музыкален, весь как бы пронизан стихией мелодии. Он и в чтении певуч.
К числу горячих увлечений Батюшкова относится живопись. Поэт был хорошим рисовальщиком. Он просиживает часами "с Винкельманом в руке", вникая в искусство древности.
Он посещает музеи и картинные галереи. Их воздействие на его ум и сердце неотразимо, о чем сам поэт пишет в своих письмах и статьях.
Его "Прогулка в Академию художеств" является одним из ярких, смелых и ранних по времени критических обзоров пространственного искусства, сделанных тонко и по-своему злободневно.
Это последнее качество стоит подчеркнуть: Батюшков хорошо понимал насущную необходимость создания русской национальной живописи.
К числу задуманных и, к сожалению, невыполненных работ относится курс истории литературы.
"Хочется написать в письмах маленький курс для людей светских и познакомить их с собственным богатством", - пишет поэт Вяземскому в 1817 году. Замечания историко- и теоретико-литературного характера, разбросанные в письмах и статьях Батюшкова, и в наши дни читаются с большим интересом.
Статья "Нечто о поэте и поэзии" является предварительными намеками новой поэтики с отступлениями в психологию творчества. Батюшков делает попытку ощутить в разрозненных произведениях словесности литературный процесс.
В вопросах языка и стиля поэт
занял определенную и далеко не компромиссную позицию. Эта позиция роднит его с самыми передовыми деятелями русской литературы.
Стиль писателя Батюшков ставит в зависимость от мышления его:
"Есть писатели, у которых слог темен, у иных - мутен; мутен, когда слова не на месте; темен, когда слова не выражают мысли, эти мысли неясны от недостатка точности и натуральной логики".
Многолинейность, разнохарактерность образов Батюшкова, широта его чувствований, высокая культура стиха - все это привлекает к нему внимание. В его поэзии нет доминанты - печальной или радостной. Батюшков не только грустно-мечтателен, но и весел, не только порывист, но и глубокомыслен.
Батюшков надолго пережил свои творения.
Первая книга Батюшкова "Опыт в стихах и прозе" является одновременно и последней. Об этом можно только глубоко сожалеть.
Ведь, по мнению Белинского, "Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности".
Невелико по количеству и объему, но ценно по своему историко-культурному и эстетическому значению наследие поэта. С годами, с десятилетиями становится все более очевидным, что без учета вклада Батюшкова в классическую русскую поэзию не понять ее истоков, ее поступательного развития.
"Память сердца" бережно хранит звонкое имя поэта.
Пришел Пушкин и силой своего гения отдалил от нас своих предшественников: Державина, Жуковского, Батюшкова.
Отдалил?
Это первое ощущение со временем сменяется другим, противоположным: не отдалил, а приблизил. И это ощущение остается надолго, навсегда.
Среди высказываний Батюшкова есть звучащие актуально, остро современно.
Например: "...Как жаль, что мои товарищи мало пользуются собственным богатством".
Будто сказано это вчера вечером или сегодня утром, пришло в наши квартиры с последней почтой.
Это попрек старшего: вы проходите мимо своих сокровищ, прибедняетесь, не замечаете, не дорожите памятниками старины и сделанным современниками.
Попрек и предупреждение. Предупреждение и напутствие.
Среди прочего в этих словах есть оттенок, который, конечно, не предусмотрен Батюшковым.
Этот оттенок привнесен нашими днями, и мы можем сказать друг другу: как жаль, что мои товарищи лишь понаслышке знают о Батюшкове и мало пользуются его богатым оставленным нам наследием.
(Журнал "Смена", номер 11, июнь, 1987 год)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер