Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Шестой год издания 19.01.2005         N 1230   

Две театральные истории

    Эти забавные театральные истории очень давно рассказал мне мой приятель-режиссер, большой эрудит и умница, замечательный рассказчик, способный заставить поверить в самые невероятные свои повествования.

    Но я не думаю, что, во-первых, эти театральные истории дошли до него изустными легендами (наверняка, они были где-то опубликованы), а во-вторых, они недостаточно фантастичны, чтобы им не верить.

    Итак, первая история.

    В старые времена, значительно более старые, чем социалистические, когда все театры были государственными, то есть примерно тогда, когда театры делились на императорские и частные, некий частный театр выехал на гастроли.
    С собой в целях экономии они везли минимум бутафории и только ведущий состав артистов с тем, чтобы массовку набирать на местах.
    А в репертуаре у них была пьеса из древнеримской жизни, а в ней эпизод, когда Цезарь выходит к войскам и обращается к ним с вдохновенной речью.
    Войска, естественно, отвечают ему восторженным гулом и неразборчивыми приветствиями, ибо в те древние времена еще не придумали сакраментальной фразы "Разговорчики в строю!", требующей стоять в строю молча.

    А кого можно набрать в заштатном городишке на роль легионеров?
    Пожарную команду!
    Сразу десяток или даже два молодцов, уже имеющих понятия о дисциплине - прекрасный материал для древнеримской когорты.

    И вот в одном городе режиссер собрал в театре пожарную команду во главе с брандмейстером и долго-долго рассказывал им о театральном деле, об актерском мастерстве, о проникновении в образ, о задаче и сверхзадаче... и прочих высоких материях.
    А потом, утомившись, сразу ушел, поручив практическую часть занятия своему помощнику.
    Помощник подошел к делу практически.

    "Все это хорошо, - сказал он, - Театр, Мельпомена, вдохновение...
    Но все это вам не нужно - забудьте.
    Вам нужно изобразить восторженный ропот большого скопления народа.
    Для этого на сцене надо что-нибудь говорить. Это не очень сложно, но и не очень просто.
    Неопытный человек не всегда находит нужные слова и молчит, что равнозначно провалу.
    Поэтому есть правило: когда нужно что-нибудь сказать только для звука, говорят следующее - что говорить, когда нечего говорить.
    Понятно?"

    Все было понятно.
    И помощник режиссера, не проверив степень усвоения материала, тоже ушел.

    Вечером публика собралась в театр.
    В нужном месте спектакля на сцене в живописном виде расположились римские легионеры. Вышел Цезарь, прочел монолог - легионы безмолвствовали.
    Предчувствуя беду, режиссер схватился за голову, - но беда пришла совсем с другой стороны.

    Брандмейстер взмахнул коротким римским мечом, и пожарная команда дружно проскандировала хором:
    "Что говорить, когда нечего говорить!"

    Режиссер устроил истерику помощнику, а потом они вместе закатили скандал брандмейстеру...
    Брандмейстер очень обиделся.
    Он целый день репетировал со своей командой эту фразу, - а тут такая неблагодарность...


    Вторая история несколько опровергает первую.
    Этот случай приписывался Станиславскому и МХАТу, поэтому не совсем понятно, почему им всем снова пришлось изобретать велосипед.
    Или традиции имеют свойство забываться с удручающим постоянством?

    Ситуация была та же самая: нужно было изобразить недовольный ропот толпы.
    Но толпа упрямо молчала, поскольку волшебная фраза "что говорить, когда нечего говорить" была к тому времени прочно забыта.

    И тогда хитроумный Станиславский приказал: "Пусть каждый назовет свой адрес!"
    И все получилось!
    На каждом спектакле толпа роптала самым натуральным образом.


    О чем это говорит?
    Это говорит о том, что хаос очень легко упорядочить, если приложить хотя бы минимум усилий. Как упомянутый брандмейстер.
    Но с другой стороны, хаос можно создать даже при полном соблюдении паспортного режима...


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2005
Designed by Julia Skulskaya© 2000