Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Шестой год издания 28.12.2004         N 1222   

Катарская неразбериха
(заметки политического обывателя)


    Катарские узники перевезены в Россию - теперь можно и поговорить о странностях этого дела.
    Раньше я специально избегал этой темы, поскольку любое неосторожное слово могло осложнить и без того незавидную участь двух наших соотечественников.

    Разумеется, я далек от мысли, что мои личные странички со вниманием читают в ФСБ и тем более в Катаре, но как говорится, береженого бог бережет, а иногда лучше жевать, чем говорить.
    Зачем же неосторожным словом подводить людей, на чью долю и так досталось неприятностей выше головы?
    "Неприятностей" - это слишком слабо сказано...

    Нестыковки во всей этой загадочной истории начались с самого начала.
    Притом действия всех без исключения сторон были настолько нарочито странными, что немедленно вызывало подозрения в хорошо спланированной инсценировке.

    Вспомним вкратце последовательность событий.

    1. В один непрекрасный для семьи Яндарбиевых день (13 февраля) взрывается его автомобиль, от которого остается только корпус, и при этом гибнет сам Яндарбиев и два его охранника.
    2. Через несколько часов два российских гражданина, не имеющие дипломатических паспортов, демонстративно пытаются покинуть Катар и даже выезжают в Объединенные Арабские Эмираты, но по наводке катарских коллег эмиратские спецслужбы арестовывают их прямо в аэропорту.
    3. Еще через некоторое время министр иностранных дел Иванов открыто признает принадлежность арестованных к российским спецслужбам.
    4. Еще некоторое время спустя о судьбе российских офицеров беседуют Президент России и эмир Катара.
    5. Но при этом никаких отчетливых данных (даже фамилий!) об арестованных гражданах России нигде не публикуется и их лиц не показывается.
    6. В конце концов, катарских заключенных привозят в Россию на правительственном самолете и встречают с максимально возможными почестями.
    Были и некоторые дополнительные "странности", которые переводили и без того достаточно запутанную историю в разряд полного сюрреализма.
    К таким, например, относится эпизод ареста неких катарских спортсменов (которые впоследствии оказались почему-то белорусами) с очевидной целью последующего их обмена на арестованных в Катаре россиян.
    В результате, после какой-то маловразумительной путаницы, эти белорусские спортсмены были отпущены и уехали на родину. В Катар.

    На этом белорусско-катарский бред, к счастью, закончился, поэтому больше его мы рассматривать не будем, а обсудим странности изложенной выше фабулы событий.

    Прежде всего, не совсем понятно, как в довольно людном месте можно незаметно подсунуть взрывное устройство в автомобиль и спокойно покинуть место будущего взрыва.
    Если бы это было так просто, то мы бы имели гораздо больший печальный опыт террористических актов в наших собственных городах, а исполнители-смертники и исполнители-смертницы при этом были бы редким исключением, а не правилом.

    Во-вторых, настораживает демонстративность отъезда "исполнителей".
    Я полагаю, что российские спецслужбы, как и все остальные спецслужбы мира, имеют достаточный опыт безопасного вывода своих людей после выполнения операции.
    Взорвать хорошо охраняемую персону и, не спеша, выждав несколько часов, покидать страну, как банальные и рассеянные туристы - это мало вяжется с предусмотрительностью даже какого-нибудь дилетантствующего налетчика.
    Сейчас весь Интернет завален историями о разных дурацких случаях, когда грабители теряют на месте преступления чуть ли не паспорта.
    Но мы ведь не такой случай рассматриваем, правда?

    Далее: заявление министра иностранных дел Игоря Иванова - факт совершенно беспрецедентный.
    Конечно, разгул демократии у нас достиг невероятных высот, но, тем не менее, раскрывать своих людей, выполняющих пусть даже самые наилегальнейшие задания в другой стране - это не в традициях спецслужб.
    Ну, мало ли чем этим людям придется заниматься в дальнейшем?
    Зачем же засвечивать их на таком высоком уровне и с таким скандалом?
    Непонятно.

    После этого обсуждение проблемы на уровне глав государств уже почти не удивляет.
    Казалось бы, даже и хорошо: главы государств заботятся (как и должны) о каждом своем подданном.
    Но с другой стороны, в разного рода новостях с Кавказа то и дело сообщают об уничтоженных бандитах-боевиках, среди которых фигурируют чеченцы, арабы, украинцы, русские... По-моему, один раз даже упоминался негр.
    Но я ни разу не слышал, чтобы по поводу этих террористов Путин бы демонстративно разговаривал, например, с Кучмой. Или наоборот, Кучма с Путиным.
    А какая, собственно, разница: украинцы (арабы, негры) бандитствуют на территории другой страны или российские подданные совершают теракт в Катаре?
    Может быть, наоборот - этот разговор глав государств произошел именно потому, что арестованные россияне не взрывали Яндарбиева?

    Так ведь, наверное, и Кучма считает, что упоминание украинцев среди чеченских бандитов в лучшем случае ошибка, а в худшем - провокация.
    (А уж рядовые украинцы только так и считают, к гадалке не ходи. И я их вполне могу их понять.)
    Почему бы тогда Кучме публично не вступиться за своих соотечественников? Хотя бы и за погибших, ибо репутация дорого стоит.
    Но этого не происходит.

    Так что вмешательство Путина в эту историю тоже не слишком укладывается в рамки обычной практики.

    Что же касается путаницы с фамилиями, то ее можно было бы списать на трудность восприятия арабами сложных славянских имен.
    Но тут имеется два противоречащих этому обстоятельства.

    Во-первых, мне приходилось общаться с арабами, достаточно долго живущими в России (тогда еще СССР).
    И я заметил, что все они говорили по-русски практически без акцента.
    Это, между прочим, не всегда значит, что они говорили хорошо. Иногда - довольно слабо. Но без акцента.
    Я не знаю, с чем это связано.
    Со склонностью ли арабов к языкам вообще, или только к русскому языку, или, быть может, в арабском и русском языках достаточно близко произношение отдельных звуков, но факт остается фактом: их произношение было почти безупречным в то время как немцев, поляков и даже болгар почти всегда можно было отличить по акценту.

    Второе обстоятельство еще более загадочно - никто никогда и нигде не показал лиц арестованных. И это при теперешнем развитии фото и видеотехники!
    Связано ли это с особенностями катарских юридических правил или традиций, с особым запретом (зачем?) спецслужб или договоренности между заинтересованными сторонами на более высоком уровне - неизвестно.
    Никто, никогда и нигде даже не попытался этот вопрос прояснить.

    Ну и наконец, финал.
    По окончании сложнейших адвокатско-правительственных переговоров россиян, осужденных катарским судом к пожизненному заключению, правительственным самолетом привозят в Москву, - и снова никому не показывают!
   После съемок подруливающего самолета прессу просят удалиться, и о дальнейшей процедуре встречи (в частности, о красной ковровой дорожке у трапа) всем становится известно со слов другого министра и другого Иванова (министра обороны).

    Сюрреализм вновь набрал силу почти до величины эпопеи с катарско-белорусскими подданными.

    Дело вот в чем.

  • Если эти "наши люди в Катаре" действительно ликвидировали Яндарбиева (а официальные лица это отрицали и отрицают), то не имеет смысла подтверждать этот факт таким демонстративным образом. Наградили бы их высшими государственными наградами "за успешное выполнение спецзадания", о которых (как о заданиях, так и о наградах) не принято писать в газетах.
  • А если два наших человека в Катаре попали в эту мясорубку случайно, но, проявив достоинство и мужество, выдержали все перипетии странного арабского правосудия, то такая демонстрация их заслуг тем более удивительна.
    Я ничуть не хочу умалить их выдержку и моральный дух, и не желал бы никому попадать в такие трагические ситуации, но согласитесь, что правительственные почести случайным, хотя и, безусловно, мужественным людям, - дело весьма и весьма необычное.
    Я что-то не могу припомнить ничего подобного, кроме разве встреч Гагарина и других космонавтов.
    Да и то, эти торжества постепенно перевели из разряда всенародных в Москве в разряд почти семейных в гарнизонном городке с романтическим названием "Звездный".

    Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного?
    Насчет выводов я ничего не могу сказать, а вот гипотезу более или менее удовлетворительно объясняющую все замеченные странности, могу изложить.

    Возможно, дело обстояло так.

    Яндарбиева ликвидировали действительно по плану (указанию, просьбе, заказу - выберите любой синоним) российской стороны.
    Зачем - примерно понятно. Он был наиболее умным из всего сонма кавказского "инакомыслия" и потому наиболее опасным.

    Кто это сделал - неясно. Полагаю, что мы никогда этого не узнаем.

    Некоторые предположения можно сделать, но для этого надо выяснить (или хотя бы предположительно сформулировать) роль анонимных российских офицеров.
    Нарочитая непроффесиональность "отхода" вкупе с невероятным дипломатическим резонансом позволяет предположить, что подставленные офицеры российской спецслужбы Яндарбиева не убивали.
    У них была другая задача. И задача их состояла в отвлечении всех от истинных исполнителей теракта.
    Да, это была очень трудная и очень опасная задача. Всех вариантов в ней не просчитать, поскольку в деле задействованы многие десятки и сотни людей, а их список заранее нельзя определить даже приблизительно.
    Дело могло закончиться (и чуть не закончилось) смертным приговором и казнью через пять минут после его вынесения. Или другими непредсказуемыми последствиями.
    И исполнители отвлекающего маневра, скорее всего, это знали. Или, по крайней мере, - предполагали подобную возможность.
    Вероятно, им было обещано прикрытие на самом высшем правительственно-дипломатическом уровне.
    Это обещание было выполнено, и тогда становится объяснимым заявления обоих Ивановых и беседу президента с эмиром.

    В этом случае сверхторжественная и в то же время сверхсекретная встреча в Москве окончательно запутывает дело, привлекая внимание к практически непричастным людям и соответственно отвлекая его от настоящих участников.

    Зачем, спрашивается, так настойчиво это делать? Зачем постоянно привлекать внимание общественности к предполагаемым исполнителям и в то же время максимально старательно прятать их от этой самой общественности?

    Предположение напрашивается самое простое: чтобы никто из представителей общественности никогда не смог бы провести самостоятельного расследования.
    Чтобы максимальным образом ограничить число возможных любопытствующих, имеющих возможность поговорить с "источником", которых пришлось "засветить".

    Опять же, зачем? Вряд ли исполнителям прикрытия известны подробности всей операции, в которой они принимали участие.
    А почему, скажите мне, из тринадцати свидетелей обвинения катарского суда одиннадцать были представителями местных спецслужб? Свидетелей было мало? У мечети место людное.
    Только ли потому, что эмират далек от принципов демократии?
    Или учитывалось, что в спецслужбах народ дисциплинированный и специализируется на зазубривании соответствующих легенд?

    Отвечаю - на всякий случай!
    Вероятно, уже тогда реализовалась задача самого решительного отвлечения внимания от реальных организаторов. А случайные свидетели могли засвидетельствать что-нибудь ненужное.
    Но я не думаю, что если бы организатором покушения на Яндарбиева был какой-нибудь резидент разведки полковник Иван Иванович Иванов (опять Иванов!), то внимание от него отвлекал бы весь дипломатических корпус России и сам Президент Путин.
    Это не тот уровень.

    Вопрос о Яндарбиеве решался значительно более высокими инстанциями, нежели полковник или даже генерал Иванов. И не только решался или санкционировался, но и основательно курировался.
    И нельзя исключить, что этими инстанциями были достаточно высокопоставленные политические деятели нескольких стран, в том числе исламских.

    Разумеется, это утверждение - только домысел, и никаких фактов под собой не имеет.
    Как, впрочем, и вся гипотеза...


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2004
Designed by Julia Skulskaya© 2000