Цель - юг России
(Н.Нарочницкая)
Панорамный взгляд на события в черноморско-кавказском регионе убеждает, что кавказские войны в XIX веке и сегодняшнее положение в Чечне, системность террористических актов в Дагестане, в Москве и в Осетии, явное поощрение провокационной политики Тбилиси, борьба за пути трубопроводов через Каспий и Черное море - суть события связанные.
Пристальное внимание сегодняшних вершителей мира к южному подбрюшью России уже нельзя объяснять заботой о правах человека и вселенской демократии - оно уже структурно оформилось в объявленном намерении США передислоцировать свои ракеты по границам даже не СССР, но нынешней России.
На деле перед нами проявление весьма старых геополитических констант.
Цель вытеснить Россию с Кавказа стояла неофициально за неудачной для России Восточной (Крымской) войной 1854 - 1855 гг. Но сюжет восточного вопроса разыгрывался и в течение всего XX века на полях обеих мировых войн, в годы гражданской войны и сразу после распада СССР, в ходе дипломатических баталий в Версале и на сессиях Совета министров иностранных дел в 1945 - 1947 гг., в 90-е годы в Боснии и Косово, в Дейтоне и на Стамбульском саммите.
150-летие Крымской войны весьма оттеняет современную стратегию. Россия в начале 90-х годов почти добровольно сдала позиции, важность которых осознавали все, кто 343 дня с беспримерным героизмом отстаивал Севастополь.
Но политика участников Крымской коалиции против России весьма преемственна, еще более энергична и куда более беззастенчива.
Вокруг Совета Европы создаются чеченские комитеты точно так же, как возникали "черкесские комитеты" вокруг Парижского конгресса 1855 года.
Вопрос о "независимой Черкесии" пытались ставить на Парижском конгрессе, вырабатывавшем итоги Крымской войны.
Лорд Пальмерстон открыто заявлял, что граница России должна быть отодвинута за Терек и Кубань.
Имелся и свой "ахмед закаев": в 1862 году в Лондоне и Париже появился некто Измаил-Баракай-Ина-Дзиаш, представитель "Черкесии", "присвоивший", как говорят документы того времени, "себе исключительную роль дипломата", и который по возвращении на Кавказ заявил, что "Европа расположена оказывать нам помощь".
XX век с его борьбой тоталитаризма и демократии заслонил неизменность мировых реалий, но от этого они не стали менее постоянными.
(Комсомольская правда, 5.10.2004)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|