Маленькая Маля
(Сергей Ачильдиев)
|
Матильда Кшесинская
|
Первым, кого покорила Кшесинская, был Александр III.
После выпускного экзамена балетного отделения Императорского театрального училища, на котором по традиции присутствовала царская семья, государь протянул ей руку и сказал:
- Будьте украшением и славою нашего балета!
А потом на торжественном ужине посадил ее по правую руку от себя, рядом с наследником.
Юная Матильда этот шанс не упустила. Тем более что Ники был таким добрым и податливым. Их роман продолжался чуть больше трех лет, после чего Николай благополучно женился на принцессе Алисе.
Маля, как звали ее близкие, страдала искренне и безутешно. Но вскоре откликнулась на чувство великого князя Сергея Михайловича, окружившего ее не только любовью, но и всемерной заботой.
Настоящая любовь пришла поздно, когда Кшесинской было уже под тридцать.
Великий князь Андрей Владимирович, двухметровый красавец, краснел, как институтка. Он был на шесть лет ее младше, а крохотная, по-балетному стройная Маля выглядела рядом с ним совсем девочкой.
Постоянная близость Мали ко двору, конечно же, вызывала в театре бешеную зависть, даже ненависть.
Но хрупкая, обаятельная Матильда Феликсовна никому не давала спуску. Она зорко следила за распределением ролей, потенциальных соперниц годами держала в кордебалете и вообще чувствовала себя в Мариинке начальницей.
Ей мстили, обзывая "нахальной, циничной, наглой" и распуская самые нелепые слухи.
Говорили, например, будто во время выступления Ольги Преображенской Кшесинская приказала открыть стоявшую на сцене в качестве реквизита клетку с курами, и разбежавшиеся хохлатки сорвали спектакль.
Глупые сплетни!
Матильда Феликсовна не нуждалась в таких дешевых приемах.
Однажды, когда ей надо было танцевать в костюме эпохи Людовика XIV, она, зная, что у нее коротковаты ноги, не надела фижмы, поддерживающие юбку.
Директор за это бесстыдство наложил на нее штраф, но в итоге дело дошло до царя, штраф был снят, а директору пришлось подать в отставку.
Сам Чайковский пришел в восторг, увидев ее в "Спящей красавице", а все лучшие постановщики того времени - Петипа, Фокин, Дягилев - работать с ней почитали за честь.
Самая нелепая сплетня продержалась в петербургской мифологии вплоть до недавнего времени.
Даже иные специалисты верили в историческую правдивость растиражированной строки Маяковского "Дом Кшесинской, за дрыгоножество подаренный...", - а кое-кто полагал, будто из роскошного особняка на Кронверкском был тайный подземный ход в Зимний дворец.
На самом деле ко времени закладки здания роман с Николаем давно закончился, и строительство
Матильда Феликсовна вела на собственные средства.
28 февраля 1917-го в особняк ворвалась толпа и учинила погром, начав, естественно, с винных подвалов. Весной большевики превратили разграбленное здание в первый штаб своей революции.
Кшесинская вместе с сыном, Андреем Владимировичем и его матерью Марией Павловной вынуждена была уехать сначала на юг, а затем в эмиграцию.
Матильда Феликсовна потеряла родину, дом, богатство и всевластие на подмостках русского балета, но, в конце концов, судьба смилостивилась над ней, подарив завидное здоровье, почти сто лет жизни и любовь близких.
|