...Но кстати о Ниле.
Я долго путешествовал по Египту и, быв в Париже, имел честь принадлежать к числу усерднейших учеников Шампольона-Младшего, прославившегося открытием ключа к иероглифам.
В короткое время я делал удивительные успехи в чтении этих таинственных письмен; свободно читал надписи на обелисках и пирамидах, объяснял мумии, переводил папирусы, сочинял иероглифические каймы для салфеток, иероглифами писал чувствительные записки к француженкам и сам даже открыл половину египетской, дотоле неизвестной буквы, за что покойный Шампольон обещал доставить мне бессмертие, упомянув обо мне в выноске к своему сочинению.
Правда, что г. Гурьянов оспаривал основательность нашей системы и предлагал другой, им самим придуманный, способ чтения иероглифов, по которому смысл данного текста выходит совершенно противоположный тому, какой получается, читая его по Шампольону; но это не должно никого приводить в сомнение, ибо спор, заведенный почтенным членом Российской Академии с великим французским египтологом, я могу решить одним словом: метода, предначертанная Шампольоном, так умна и замысловата, что, ежели египетские жрецы в самом деле были так мудры, какими изображали их древние, они не могли и не должны были читать своих иероглифов иначе, как по наше методе; изобретенная же г. Гурьяновым иероглифическая азбука так нехитра, что если где и когда-либо была она в употреблении, то разве у египетских дьячков и пономарей, с которыми мы не хотим иметь и дела...
...Я растолковал ему (Шпурцманну - своему спутнику), что по нашей системе, всякий иероглиф есть или буква, или метафорическая фигура, обозначающая известное понятие, или вместе буква и фигура, или не буква и не фигура, а только произвольное украшение почерка.
Итак, нет ничего легче, как читать иероглифы: где не выходит смысла по буквам, там должно толковать их метафорически; если нельзя подобрать метафоры, то позволяется совсем пропустить иероглиф и перейти к следующему, понятнейшему.
Шпурцманн, которому и в голову никогда не приходило, что таким образом можно было дознаваться тайн глубочайшей древности, почти не находил слов для выражения своего восторга. Он взял все, какие у меня были, брошюры разных ученых об этом предмете и сел читать их со вниманием.
Прочитавши, он уже совершенно был убежден в основательности сообщенной мной теории и дал мне слово, что с будущей недели он начнет учиться чудесному искусству читать иероглифы: по возвращении же в Петербург пойдет прямо к Египетскому мосту, виденному им на Фонтанке, без сомнения, неправильно называемому извозчиками Бердовым и гораздо древнейшего известного К.И.Берда, и, не полагаясь на чужие толки, будет сам лично разбирать находящиеся на нем иероглифические надписи, чтобы узнать с достоверностью, в честь какого крокодила и за сколько столетий до Р.Х. построен этот любопытный мост...
(1833 год)
Примечание.
Египетский мост через Фонтанку был построен в 1825 году. Его чугунные ворота были украшены иероглифами. В 1905 году мост обрушился под тяжестью отряда кавалерии.
Современный Египетский мост в Петербурге
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|