Кляксография
Говорят, что в каждом ребенке живет гений. Непонятно, правда, какой именно.
И что главная задача педагогики - отыскать этого гения и, по крайней мере, не дать ему умереть.
Педагогика с этой задачей явно не справляется.
Конечно, в меру (а чаще - без меры) своих скромных сил давить неопознанных гениев педагогике, как науке, помогают мириады стихийных педагогов: знакомые, малознакомые, полузнакомые и вовсе незнакомые люди - родители, бабушки, дедушки, соседи, прохожие, продавцы, контролеры, журналисты, милиционеры, попрошайки, писатели, пьяницы, начальники, водители транспортных средств, дворники... и несть им числа.
Ну и конечно, этому процессу удушения гениев помогают ровесники. Те, в которых гении еще не до конца убиты, но сильно ослаблены воспитанием, или просто спят.
Эти соображения давно стали общим местом даже для педагогических энтузиастов, а уж официальная педагогика вспоминает о своей главной задаче только в исключительных случаях, когда надо замутить воду и отвлечь внимание общественности от насущных проблем, да и тогда проговаривает этот тезис неразборчивой скороговоркой.
Но вот прихожу я в детский сад номер семьдесят...
Обычный, стандартный, среднестатистический районный детский сад с обычным (то есть мизерным) бюджетом, собравший сотню самых разнохарактерных детишек с окрестных домов, с небольшой детской площадкой для прогулок, которая постоянно напоминает мне пустыню...
И не просто пустыню, а пустыню Невада после очередной серии испытаний ядерного оружия...
И вот, прихожу я в этот детский сад и вижу потрясающей красоты выставку под названием
Технология изготовления высокохудожественных произведений очень проста - надо смочить лист бумаги обычной водой, а потом осторожно нанести кисточкой одну или несколько капель акварельной краски...
И все!
А потом только
суметь увидеть, что получилось и несколькими штрихами выявить образовавшийся рисунок.
В целом это становится ясно уже при беглом взгляде на рисунки.
Но все (все!) рисунки были столь разнообразны и так изумительно прекрасны, что - каюсь! - я решил, что без существенной помощи воспитателя не обошлось.
Но дежурный воспитатель Оксана Юрьевна свою активную помощь категорически отрицала.
Хотя у меня не было никаких оснований сомневаться в ее правдивости, но разнообразие и изящество выставки были так велики, что некоторые сомнения у меня все же оставались.
Но после эксперимента, который я провел совсем с другой целью, все сомнения полностью отпали.
Вообще-то у меня не было намерения ставить эксперимент. Он получился сам собой.
Просто мне настолько понравилась выставка, что мне захотелось поучаствовать в этом процессе. Тем более что технология была потрясающе проста, а результаты не менее потрясающе прекрасны.
Поэтому, придя домой, я взял листок бумаги, кисточку и акварель - и сделал несколько клякс.
Результат мне не понравился.
Кляксы были маловыразительны, аляповаты, бездарны и безвкусны.
Я смотрел на них и так и эдак, но не видел ни сказочных животных, ни страшных привидений, ни ужасных чудовищ... Не говоря уж о каких-либо известных вещах: верблюдах, например, утюгах или паровозах.
А что вы хотите?
Клякса - она и есть клякса.
Правда, я слышал, что кляксами пытаются диагностировать людей с некоторыми психическими заболеваниями, но в таком случае, я оказался патологически нормален...
И я призвал на помощь внучку...
(Необходимо заметить, что рисует она часто и помногу, но, на мой взгляд, ее рисунки не выходят за пределы детских возможностей ее возраста. Мне они, конечно, нравятся, но нужно быть объективным.)
И что? - за три минуты она увидела и нарисовала в моих кляксах двух ежиков, лису, белочку и чудовище.
Чудовище и белочка, к сожалению, потерялись. (Чудовище было так себе, а белочка - очень хороша.)
Ежей я успел вовремя спрятать, а лису она потом зачем-то наполовину замазала.
Но суть не в этом.
А суть в том, что общее место педагогики о спрятанных гениях - действительный факт.
Это - первое.
И второе.
Безусловно, мы (стихийные педагоги - список смотри выше) постараемся загнать всех гениев
в привычные для нас рамки. И загоним.
Но пока еще в рядовом районном детском саду есть люди, которые этих гениев пестуют и лелеют, давайте делать это (унифицировать личности), по меньшей мере, менее агрессивно.
Ибо простых продавцов, официантов и сапожников несложно произвести в любых количествах. А людей, мыслящих нестандартно, свободно, раскованно, - значительно сложнее.
А ведь именно они двигают прогресс и открывают новые законы.
И в них - наше будущее.
Выставка "Кляксография"
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|