Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Пятый год издания 02.03.2004         N 1117   

"Играешь - так играй!"

Виктор Николаевич Бычков более известен под именем своего знаменитого киноперсонажа - Кузьмич.
На днях он предстанет перед зрителями в новой роли. Бычков будет играть Левшу в антрепризном спектакле.
        - Могу я вас, Виктор Николаевич, спросить о жизни после фильма "Кукушка".

    - Жизнь после... Отчего после? Жизнь была и есть. Но ни одну из моих старых или новых работ сравнить с "Кукушкой", с ее оглушительным успехом, никак нельзя. Народ признал фильм. Мало того, фильм был признан кинематографическим сообществом и отмечен "Золотым орлом". Сейчас много идет разговоров о том, чего стоят все эти награды.
    От своих коллег по киноцеху я это слышу давно и часто.

    Тот же Никита Сергеевич Михалков.
    Получил он "Оскара" и на первых порах довольно прохладно отзывался об этой престижной награде. Но дело в том, что фильм, который получил "Оскар", "катают" во всех кинотеатрах по всей Америке. И вот после этого "гранд вояжа" по Штатам у Никиты Сергеевича мнение малость изменилось.

    К чему это я все?
    К тому, что столь яркого, столь неординарного ощущения, чувства восторга и радости от своей работы и от результата я ни до, ни после не испытывал. И вряд ли испытаю еще раз.
    Не зря говорят - в одну воду войти дважды нельзя. Не повторяется такое никогда.

       - Кстати, что касается "Оскара". Московский кинобомонд, помнится, разделился на две противостоящие стороны. Одни были за номинирование "Кукушки" как "лучшего иностранного фильма", другие были против. Как вам, не обидно ли, что "Кукушка" не долетела до "Оскара"?

    - А что мне обижаться? Я, мои коллеги по работе сделали все, что могли, что от нас требовалось. Не долетела "Кукушка" до "Оскара", значит, так надо. Послали бы в Америку - поехал, не послали - не поехал.

    Да что там "Оскар", а вот почему ни у кого не вызвал вопроса тот факт, что "Кукушка" не была представлена на отечественном "Кинотавре"?
    Директор фестиваля Марк Рудинштейн прямо указал причину Рогожкину "Не дать тебе какой-либо приз я не имею морального права, но твоя "Кукушка" станет причиной неприезда других, может, более слабых, но не менее интересных публике фильмов..."

       - А как вам нынешний обладатель того же приза?

    - Женя Миронов? Мне здесь интересно другое. Вместе с ним на "Орла" претендовали Сережа Безруков и Витя Сухоруков.
    И как наши академики определили, кто из них троих лучше? Я бы поспорил!
    Что касается популярных и симпатичных мне фильмов, которые сейчас у всех на слуху, призадумались мы как-то с Полиной Белинской (супруга Виктора Бычкова), а что есть что в нынешнем кино?
    Что такого хорошего в фильме "Бумер", который стал лидером по киносборам?
    Меня Полина спросила: ты стал бы симпатизировать парням, укравшим твой автомобиль? А все смотрят два часа и умиляются. Мол, новое русское кино.
    Или "Возвращение"... Тут вообще непонятная история. Приехал отец, стал третировать детей. Говорят, добрый и хороший фильм. Чем он хороший?
    Или тот же "Бумер", "Бригада"?

    Сейчас кино делают будто второкурсники ВГИКа. И чтобы обязательно "под Тарковского". Ведь то же "Возвращение" - это под Тарковского"...
    А по мне кино должно менять человека: зритель испытал катарсис, - значит, получилось кино. А что "Бумер'' к примеру? С каким чувством пришел на этот фильм, с таким и ушел.
    "Кукушка" - дело другое. Вот боялись, китайцы (мы возили "Кукушку" в Китай) не поймут. Как же - другая ментальность, другое отношение к жизни. А мы им про трех разных людей разных национальностей, и все трое друг друга не понимают! Примет ли, скажем, душа китайского зрителя этот фильм?
    Приняла и поняла, и вопросы после просмотра китайцы задавали те же, что и у нас.

    Что такое хорошее кино?
    Это такое кино, которое глухой может смотреть без звука, а слепой - не глядя на экран, услышать и понять, о чем идет речь. Самое великое всегда можно было изобразить самыми простыми, лаконичными красками.

       - Давайте поговорим о "Левше". Помнится, пресса писала про вашу работу в "Кукушке": теперь мы увидели нечто иное, новое, Виктор Бычков смог "перерасти" образ пресловутого Кузьмича. "Левша" - это еще одна ступень роста?

    - А почему Кузьмич стал "пресловутым"?
    Я считаю, что Кузьмич - даже не роль. Это большой, всеобъемлющий образ.
    И подобные народные образы в нашем кино смогли создать немногие.
    Тот же Александр Демьяненко, ставший благодаря Леониду Гайдаю вечным Шуриком. Или Тихонов - вечный Штирлиц. Стоит вспомнить Станислава Любшина и его роль в фильме "Щит и меч".
    Конечно, быть актером одной роли им бы не хотелось, но созданные ими образы останутся на века!
    Как у Василия Ливанова - образ Шерлока Холмса.
    Главное, суметь потом достойно пройти огонь, воду и медные трубы.
    Из гайдаевской кинотроицы (это Трус, Балбес и Бывалый), Юрий Владимирович Никулин смог "вырасти" в нечто новое, иное, а Вицин по доброй воле остался вечным Трусом.
    И мало кто знал, что глуповатый богатырь Бывалый - артист Евгений Александрович Моргунов, в совершенстве владеет французским.
    Это я все по поводу Кузьмича.
    Самое главное - я Кузьмича не играл, я им был!
    Играть надо в театре, а в кино надо жить, каждый день, каждый час. Тогда тебе поверят.

       - А "Кукушка" - это игра или...

    - "Кукушка"... тут тоже игры не было. Надо было жить...
    А вот в "Левше" надо играть, это театр, балаган.
    Что меня прельстило в новой работе Белинской и Рахлина?
    А то, что Кузьмич, Картузов из "Кукушки" и Левша - это один большой русский народный характер. В самом высоком понимании того, что есть русский человек. Который живет бедами и проблемами других и той земли, где он живет, Родины своей.

    Левша, Левша, Левша...
    А кто такой Левша? У него даже имени нет!
    Кто он - Иван Иванович Иванов, Семен Семенович Петров? Левша - это тот же Акакий Акакиевич.
    Он не смог возвысить голос в свою защиту. И того и другого не услышали. И пусть они канули в Лету, их никто не забыл. Их души попали в тот мир, который греет теплом своих помыслов Землю, посылает нам новую жизнь.
    Может, это тот самый рай, где можно встретить и Пушкина, и Высоцкого, своих родителей.
    В том и скрытый посыл нашего "Левши", его трагического финала: праведной душе умирать не страшно...

    Философская роль. Я теперь стал даже креститься левой рукой! Недавно поймал себя на мысли: а ведь я сам как Левша!
    Крикну, - а в ответ тишина! И полная апатия.
    Слабый человек мог бы запить, а сильный найдет в себе силы начать с нуля. И начать все заново, чтобы тебя услышали и поняли.

       - Самое время вспомнить, что у вас юбилей в этом году. Серьезный - полвека жизни за плечами. И что, каковы ощущения от пройденного?

    - Это вы по поводу - сколько медалей и орденов у меня, где сложены...
    Нет, никаких званий и наград (помимо "Золотого орла") у меня нет.
    Для того чтобы были звания, надо где-то тусоваться-хлопотать, внушать - какой я хороший и т. д.
    А мне просто хочется работать!
    И даже хорошо, что я такой, незаслуженный и ненародный. Пусть так и будет.

       - А есть нечто такое, из несыгранного, что еще греет душу теплым лучиком надежды?

    - Конечно - Гамлет или Дон Кихот. Что-нибудь из русской классики, "Живой труп". А может, "Парфюмер" Патрика Зюскинда.
    Был моложе - не предлагали, да и не сыграл бы. А сейчас, когда внутреннее самоощущение совпадает с внешним, не дают!
    Может, стать самому себе продюсером? Но каждый должен заниматься своим делом.
   Играешь - так играй!

    (Беседовал Д.Московский
    Газета "Петровский курьер")


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2004
Designed by Julia Skulskaya© 2000