Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
     Пятый год издания 19.01.2004         N 1100   

Цензура
(расcказ бывалого человека)


(Начало)
    Немногим раньше рассказанной истории один Бывалый человек, который работал в то время режиссером на Ленинградском телевидении, сказал мне как-то мимоходом.
    "У нас есть один кабинет без всякой вывески, мимо которого все стараются без нужды не ходить."
    Старая солдатская заповедь "держись подальше от начальства" была мне хорошо известна, но, чтобы даже не ходить по коридору мимо директорского кабинета? Это было странно.
    "Почему?" - спросил я.
    "На всякий случай, - был ответ, - Туда иногда вызывают, но это - бо-ольшая неприятность..."

    Еще бы не неприятность, подумалось мне, на ковер к директору вызывают не для удовольствия... Но было какое-то несоответствие в словах Бывалого, которое я не мог сформулировать.
    "Почему?" - опять спросил я.
    "Однажды туда зашел режиссер, а вышел старший оператор. На три месяца..."

    К чему-то Бывалый подводил меня, но я никак не мог догадаться. Я напряг всю свою интуицию и вдруг понял, какое несоответствие было в словах Бывалого.
    Вы видели когда-нибудь директорский кабинет без вывески? Даже на кабинете Начальника Первого отдела всегда висит табличка с должностью и фамилией.

    "Кто же там сидит?" - напрямую спросил я.
    "Цензор!"

    От этого слова пахло такими замшелыми ужасами царского режима, что меня немедленно осенило второй раз.
    "Так ты теперь старший оператор?"
    "Нет, - радостно захохотал Бывалый, - но вполне мог им стать."
    И рассказал некоторые подробности...

    Он сделал рядовой информационный сюжет про Кубу. Чуть более длинный, чем в новостях, но много короче, нежели самая маленькая передача.
    Сюжет прошел все согласования и в положенное время был выдан в эфир.
    А на другой день Бывалого вызвали в кабинет без таблички.

    Вопрос у Цензора был один: кто разрешил вставлять в сюжет информацию о том, что СССР строит на Кубе атомную электростанцию?

    "Как кто? - возмутился Бывалый, - Сообщение об этом было в газете "Правда" от такого-то числа..."

    Вопрос "кто разрешил" испарился сам собой, но вот кто проверял наличие сообщения в "Правде" - Бывалый или сам цензор, - я уже не помню.
    По-моему, огорченный подведшей меня интуицией, я об этом не спросил.



    А вот что пишет другой бывалый человек.
    Стремление цензурировать прессу - заболевание опасное и рецидивное. Об этом свидетельствуют наблюдения над некоторыми специфическими явлениями в информационном пространстве Беларуси.

    В непроглядной тьме пустого зрительного зала голос вопрошавшего звучал гулко и грозно:
    - С какого летательного аппарата сделаны эти съемки?

    Мы с оператором недоуменно переглянулись: с какого, с какого - с вертолета, вестимо. Поднялись на высоту в километр и прошли по строго определенному маршруту, согласованному "в инстанциях". Когда пролетали над Полесьем, оператор применил широкоугольный объектив, искривляющий пространство, и бескрайняя изумрудная пойма с извивающимися по ней ярко-голубыми змейками рек, блюдцами озер превратилась в полушарие, в некую зеленую и уютную, радостную планету. Таков был замысел режиссера: это был образ Земли - нашего общего дома, потому что обзорный фильм о Беларуси так и назывался: "Взгляни на свой дом".

    Но представитель Белорусского военного округа, который принимал у нас отснятый материал (был такой обязательный этап в череде бесконечных сдач и просмотров), оставался неумолим:
    - На космические съемки нужно специальное разрешение.

    Мы, как могли, пытались доказать профессиональному военному цензору, что не могло это быть снятым из космоса, что если бы мы с опреатором вышли на орбиту, то это стало бы мировой сенсацией, и полковник об этом, конечно бы, знал из сообщений мировых агентств. Нам было и смешно, и горько, потому что самые первые кадры фильма, являющиеся его эмоциональным камертоном, были изъяты из монтажа, арестованы, и понадобились долгая переписка и хождение по инстанциям, чтобы нам их вернули.

   (Эдуард Мельников. Эпидемия секретности)

(Продолжение)


     О цензуре
   Высокотехнологическая цензура
   О свободе слова


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2004
Designed by Julia Skulskaya© 2000