Умнейший неудачник
(Сергей Ачильдиев)
Апрельской ночью 1849 года в ветхий домишко на окраине Петербурга вдруг пожаловал сам шеф Третьего отделения Дубельт:
- Господин Петрашевский? Извольте следовать за мной. Вы арестованы!
- Я готов, - спокойно ответил хозяин, хотя на нем был задрипанный халат с напрочь оторванным рукавом
- Там, куда вы поедете, надо быть в приличном платье, - строго скомандовал генерал и, пока арестованный переодевался, начал разглядывать разбросанные повсюду книги.
- Умоляю вас, не смотрите эти книги! - с усмешкой крикнул Петрашевский. - При виде такого количества запрещенной литературы вам может стать дурно.
Отец арестованного был известным врачом. Настолько известным, что крестным его первенца стал сам царь Александр I, а сынок вырос - просто епfant terrible.
Сумасброд, который своим внешним видом и поведением обожал эпатировать приличную публику: ходил на службу с длинной шевелюрой и бородой, хотя это было не принято, вместо мундира носил какую-то невообразимую хламиду и цилиндр с четырьмя углами.
Однажды в Казанский собор явился в женской одежде.
Изумленный квартальный надзиратель сделал ему замечание:
- Милостивая государыня, вы, кажется, переодетый мужчина!
Озорник Петрашевский тут же в ответ:
- А мне кажется, что вы, милостивый государь, переодетая женщина!
Кроме того, типичный неудачник, у которого замыслы всегда воспаряли над возможностями.
Хотел преподавать в Царскосельском лицее но получил отказ, поскольку все хорошо помнили, каким непослушным он был, когда сам там учился.
Задумал самостоятельно подготовить "Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка", но понаписал там такого, что цензурный комитет тут же запретил продажу этого крамольного сочинения.
В соответствии с фурьеристскими идеями вознамерился переселить крестьян своей деревни в просторный фаланстер, но, когда все уже было готово, отстроенное общежитие сгорело дотла...
Наконец, и талантами Михаил Петраевский особо не блистал. Книги любил до забвения, страстно мечтал пропагандировать учения западных социалистов, а вот сам писал длинно и занудно.
Однако был дьявольски умен, этого не отнимешь. А умная деятельная натура, которая, не найдя нормального приложения своим силам, зацикливается на политических идеях, - верный кандидат в вожди.
Так и случилось.
Поначалу на "пятницы" Петрашевского собиралась небольшая кучка молодых литераторов: Салтыков, Плещеев, Данилевский, Достоевский, Григорьев...
А потом, всего за четыре года, скромный кружок вдруг разросся в целое политическое движение, куда стали входить другие деятели культуры, офицеры, чиновники, даже купцы и лавочники.
Причем иные приезжали из Москвы, с Волги, из Сибири.
Так что неожиданный визит Дубельта к Петрашевскому и последующие аресты других наиболее активных кружковцев были как нельзя своевременны. И приговор - смертная казнь, в последний момент замененная каторгой, - вполне понятен.
Непонятно только, что чувствовал Николай I, когда на Семеновском плацу, у столба, ждал расстрела облаченный в саван Петрашевский - крестник его старшего брата.
Справка
Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский родился в Петербурге 1 ноября 1821 года в семье известного хирурга, лечившего крупных деятелей России. Крестником Петрашевского был сам Александр I.
В 1832-1839 годах учился в Царскосельском лицее. Несмотря на хорошие успехи, из-за эксцентричности и постоянных столкновений с начальством был выпущен с самым низким чином 14-го класса.
В 1840 году поступил на службу переводчиком в Министерство иностранных дел и одновременно - на юридический факультет Петербург, университета, получив в 1841 диплом кандидата.
Убежденный последователь французского социалиста-утописта Шарля Фурье, Петрашевский пытался пропагандировать его идеи. Разрабатывал программы освобождения крестьян с землей, размышлял об образовании, организации республиканского государства, юридических новшествах.
Свою пропагандистскую деятельность и свой кружок Петрашевский считал абсолютно легальными.
В 1849 году Петрашевский и около 40 человек были арестованы. Двадцать один из них были приговорены к смертной казни.
После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой.
В 1856 году вышел на поселение и жил в Иркутске, сотрудничая в местных газетах и давая уроки. Безрезультатно добивался пересмотра приговора и восстановления своих прав.
Своими статьями прогневал генерал-губернатора и вновь был сослан - в Шушенское. Потом его сослали еще дальше. В конце концов за атеистическую пропаганду перевели в мусульманскую деревню.
Умер в 7 декабря 1866 года в селе Бельское Енисейского округа.
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|