Отличное кино
(Начало)
|
В. Машков
|
Как это ни странно, но Машкову почти нечего играть.
Рогожин у Достоевского тоже оказывается функцией, черным фоном, подчеркивающим светлый облик князя Мышкина - и не более того.
То тут, то там появляется на секунду его мрачное лицо красочного абрека, но этого
действительно оказывается достаточно для развития постоянно буксующего сюжета.
(Впрочем, считается общепринятым, что сюжеты у Достоевского - не главное.
Действительно, какой сюжет у "Идиота"?
Банальный любовный треугольник, вернее два любовных треугольника - Мышкин-Аглая-Настасья Филипповна и Мышкин-Рогожин-Настасья Филипповна.
Мировая литература придумывала-конструировала сюжеты и позамысловатей.)
|
Л. Вележева
|
Вот, кстати, добрались мы и до Настасьи Филипповны.
Я не знаю, было ли задумано режиссером или получилось так само собою, но Настасья Филипповна показалась мне тривиальной стервой, занимающейся своими интригами исключительно в силу своего скверного характера.
Да и то сказать, кто знает о побудительных мотивах ее поведения?
Всю ее глубинную психологию, все ее негодяйства во имя самоунижения - все это придумал и рассказал нам князь Мышкин, а князь, знаете ли, был большой оптимист и большой идеалист.
Его оправдательная версия поведения Настасьи Филипповны - только версия и ничего больше.
Когда сама Настасья Филипповна вспоминает об этом, она в меру сил подыгрывает князю, когда забывает, то просто для собственного удовольствия оскорбляет всех налево и направо.
(В данном случае я имею в виду "игру" персонажа, а не актрисы ее изображающую.)
Отбросьте многозначительные выдумки влюбленного князя, и вы получите незамутненную интеллектом Джину из "Санта-Барбары", приложите к провинциалке-Джине десяток рассуждений о ее горькой доле, и перед вами готовая Настасья Филипповна.
Впрочем, нет.
Ни один психотерапевт не сотворит из Джины Настасью Филипповну, но обратную процедуру может сделать каждый - нужно только
не поверить князю Мышкину.
Это - трудно, ибо князь не только оптимист, идеалист и романтик. Он
действительно психолог (к счастью, не психотерапевт) и незаурядный пропагандист.
(Это слово приобрело в последнее время несколько другой оттенок, но, как утверждает словарь иностранных слов, оно означает всего только "углубленное разъяснение идей, учений; идейное воздействие на широкие массы".)
Правда, идейное воздействие на близлежащие широкие массы Епанчиных и Иволгиных у него неважно получается, массы дружно посчитали его идиотом, а Настасью Филипповну тем, чем она является на самом деле, но нас с вами он распропагандировал вчистую.
Особенно в отношении Настасьи Филипповны.
Пожалуй, достаточно.
Нет, еще два слова...
Лебедев и Келлер.
Ильин в роли Лебедева - философствующего болтуна и записного клоуна с постоянным самоуничижением и юродством, - попадает в цель с двухсотпроцентной точностью.
Лебедев может быть только таким и никаким иным. Это аксиома, не требующая доказательств.
Но Ильин каким-то шестым, седьмым или девятым чувством добавляет ему столько бездонной глубины, что я бы не удивился намеку на то, что именно он - Лебедев, а не князь, не Лизавета Прокофьевна Епанчина, не Настасья Филипповна - тайно дирижирует всем этим паноптикумом терзаний, драм, страстей и страстишек.
Но такого намека, к счастью, нет, просто у князя появляется равноправный партнер по философии, по силе духа и по оригинальности мышления.
И это удивительно и прекрасно...
Келлер - персонаж во всех отношениях проходной.
Пьяница, приживальщик, мелкий (очень мелкий) мошенник в исполнении Михаила Боярского вдруг оказывается человеком чести и долга. И при этом он - не постаревший мушкетер (чего все подспудно ожидают от актера), а действительно обрусевший немец. Именно - немец. И именно - обрусевший...
Вот теперь - достаточно.
Вы скажете - а Миронов? Почему ничего не сказано о Миронове?
Но ведь я только о нем и говорил!
Или по крайней мере - думал. Кто умеет читать между строк - читайте, кто не умеет - учитесь...
Впрочем, нет, не учитесь! Читать между строк - дурная привычка.
|
Е. Миронов
|
Я ничего не буду говорить о Миронове.
Актерский подвиг его - выше слов, которые я мог бы произнести и написать.
Он единственный, кто из "идиота" своими собственными нервами вырастил Человека, практически воплотившего формулу, сто лет спустя довольно удачно сформулированную на новоязе Солженицыным, - "жить не по лжи".
Но доказал при этом два отвратительных следствия.
Первое.
Чтобы быть Человеком нужно быть "идиотом".
И второе.
Человечество (даже самая благорасположенная к "идиотам" часть), не задумываясь, его (Человека) сжирает немедленно и с удовольствием.
В заключение я поздравляю
всех нас с изумительным, прекрасным, захватывающим, умным, многогранным и талантливым фильмом.
И приношу мои самые горячие и искренние поздравления режиссеру Бортко, всем актерам, и тем, кого имел счастливую наглость упомянуть в этой статье, и тем, кого имел наглую неосторожность не назвать поименно, и всем работникам фильма - костюмерам, операторам, гримерам, водителям, осветителям, декораторам, художникам, короче говоря всем тем, кого обычно указывают в титрах, но чьи фамилии столь же обычно в титрах и не читают, а также всем тем, кого даже не указывают и в титрах.
Спасибо всем вам за вашу работу, за те мысли, которые вы вызываете у благодарного зрителя и за те надежды на возрождение кинематографа (а за ним и страны!), которые вы нам подаете.
Низкий вам поклон!
О "Идиоте" в "ЗЛ":
"Идиот"
"Даун Хаус"
А также:
Про кино и примерно про кино.
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|