Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
17.01.2003         N 916   

"Тут" и "там"
(Геннадий Маргулис)


     Когда еще я приехал в Израиль, некоторые вещи меня сильно удивили. В их числе бесплатный тремп (езда на попутных машинах) и "черный" курс доллара, спускающийся временами ниже официального. За двенадцать лет список замеченных отличий "здесь" от "там" сильно вырос.
     Вот пример.

     На входе в МГУ стоял (не знаю, как сейчас) милиционер – без надлежащей бумажки не войдешь, выходящих он тоже старательно сканировал – не выносят ли чего...
     Вот у нас в Ленинградском университете (тогда имени Жданова) – вольница была: входи кто хошь, выноси что угодно, насчет вноси и говорить не надо.
     Ну, в общем, и повыносили.
     Главным образом, строители (дело было на полудостроенном матмехе). Так, исчезло деревянное покрытие пола для спортзала, и нашей спорткафедре долго пришлось изыскивать что-то вместо...
     Да у меня у самого шапка из гардероба пропала, а она в январе ох нелишняя...

     А еще в комитете комсомола сперли пятьсот значков ЦК ВЛКСМ "Отличник учебы".
     И то правда – зачем им столько, мы, конечно, в учебе старались, но отличниками выходили от силы парочка на курс в год.

     А зато в Израиле – выноси и вывози из любого университета (как и из любого места, где собирается много людей) хоть все (и непонятно, почему до сих пор что-то осталось внутри), но внести – не просто. Шмон на входе становится все серьезнее – если раньше дедок проверял, то теперь – бригада из до зубов вооруженных молодцов.
     Правда, пропуска никакого не надо – только бомбу не вноси.

     Вот как входят в питерский трамвай (автобус, троллейбус)?
     По правилам положено входить через задние и средние, а выходить – через передние двери.
     В Тбилисском троллейбусе начала восьмидесятых входили и выходили точно так же, а при выходе аккуратно давали водителю пятачок (официально билет там стоил 4 копейки!). Талоны, абонементные книжки, карточки и прочая бумажная ерунда существовали только виртуально.
     Контролеры тоже.
Картисия

     А вот у нас в Израиле в автобус входят исключительно через переднюю дверь и проходят через водителя. Он продает и билеты, и аналоги абонементных книжек (маленькую картоночку - "картисию", в которой он же проделывает дырочки единственным на весь автобус компостером, который крепко сжимает в руке и не доверяет это дело общественности), и проездные (по-питерски - карточки), наличие которых сам же и проверяет.
     Если бы в здешние автобусы набивалась хоть пятая часть того, что вмещает питерский троллейбус в час "пик" - и представить не могу, что было бы. Что после такого фильтра остается делать контролерам – ума не приложу, но они есть.
     А уж само собой – периодическая проверка сил безопасности – проходят по автобусу, "А покажите, что у вас в сумочке?"...
     Увы, суровая реальность.

     Видимо, из тех же соображений безопасности и платформы пригородных (а других нету) поездов обнесены солидным забором, а около единственной калитки – охранник с металлоискателем. Кое-где на выход есть отдельные турникеты.
     Рассказывала мне теща, как у них под Самарой у входа на платформу стоял ОМОН и не впускал без билета. Значит, там это функция ОМОНа...

     Видимо, самарский опыт и надоумил здешний МПС: что ж это мы за так забор соорудили?
     Надо бы с проверкой билетов совместить.
     Вот быль о том, что из этого вышло.

     Через весь Тель-Авив с юга на север течет маленькая (и, увы, очень грязная) речушка. Понятно, в некотором углублении – назвать его долиной, ущельем и т.п. язык не поворачивается, но все же ширина поймы – около сотни метров. Вот внутри этого углубления и проложили скоростную автомагистраль и железную дорогу. Мосты повисли над.., ну, в общем, надо всем этим. И зайти на платформу можно только с моста, причем платформа сама не очень широкая, а лестница или эскалатор с моста – еще уже. Поэтому проверку безопасности устроили при входе на мост. А заодно там же - продажу билетов и турникеты – вот он, опыт Самары и Финляндского вокзала – без билета не пройдешь!
Бесплатный билет для прохода по мосту
мимо станции "Тель-Авив-Центр" -
вполне солидная картонка c магнитной полосой.
Билет имеет собственный номер и надпись,
что цена его включает в себя налог с продажи.

     Правда, спохватились: а как же быть с теми, кто никуда не едет, а просто хочет пройти на другую сторону моста?
     И вот тогда в билетном автомате – весьма навороченном устройстве, разбирающемся в зонах, тарифах, льготах, сезонах, принимающем все виды купюр и выдающем сдачу, появляется еще одна кнопка: бесплатный билет, для прохода через мост.
     Теперь – внимание, вопрос: а для чего были все остальные кнопки и, главное, куча турникетов?
     Нет, в поездах тоже иногда контролеры ходят, но сам турникет оплативших проезд от неоплативших больше не отличает.

     И вот тогда на мосту, у входа на узкий эскалатор, сажают живого контролера, вокруг него опаздывающие на поезд уже прошедшие турникет толпятся, проход по мосту загораживая, а он проверяет: билет у тебя есть? А не бесплатный ли он?
     Есть шанс, что тройную (турникет перед мостом, контролер на входе и контроль в поезде) немногие зайцы одолеют...

     Замечу, однако, что автор очень осторожно обходит вопрос об умственных способностях работников местного МПС.
     Но установить турникеты для отсечения безбилетников, стоящие многие тысячи денег (подставьте нужную валюту), а потом дополнительно поставить человека для проверки уже проверенных билетов - до этого российское МПС еще не додумалось.
     Впрочем, техническая надежность вокзальных турникетов мне неизвестна. Если через годик-другой они в массом порядке перестанут различать штрих-коды, то три дежурных техника на пятьдесят турникетов будут сразу заменены на 50 контролеров.
     А деньги, затраченные на установку неокупившихся турникетов, компенсируют очередным повышение цен на проезд.
     Куда там до нас какому-нибудь Будапештскому метро, где на входе и турникетов вовсе нет (заодно и очередей около них): просто входи и становись на эскалатор.
     Внутри, правда, контролеры встречаются...

     Кстати, о заграницах. Друг с месяц назад гулял в Англии по парку. Ну, и оставил видеокамеру на скамейке минут на пять. Вернулся – камеры, ясно, нет.
     Как вы думаете, какая была бы ее судьба, происходи это в России? Правильно.
     А у нас в Израиле, скорее всего поднялся бы гвалт, парк бы оцепили, людей бы выгнали, далее появился бы полицейский робот и подозрительный предмет аккуратно взорвал бы.
     Зато моего друга в Англии надоумили позвонить в администрацию парка. Куда камеру, как оказалось, и успели за эти пять минут отнести.
     Так что у этой истории вполне happy end.


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2003
Designed by Julia Skulskaya© 2000