Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
27.12.2002         N 902  

Ретроальтернативистика в философии истории
Иллюстративный пример: 1941 год

(И.В. Бестужев-Лада)

Сценарий 1. Обобщенная западная версия.

По достаточно достоверным данным германской разведки, СССР к 1941 г. потерял обороноспособность до такой степени, что создалась реальная возможность быстро (за несколько недель) разгромить или даже полностью уничтожить его вооруженные силы и оккупировать, по меньшей мере, Европейскую часть страны. В точности, как это произошло в 1939-1941 гг. со многими странами Западной Европы.

     Обороноспособность была потеряна из-за психопатии диктатора СССР И. Сталина, который, превентивно истребляя каждого, потенциально способного противиться его диктатуре, расстрелял десятки тысяч офицеров, в том числе почти поголовно всех, способных к конструктивному мышлению за рамками простого исполнения команд свыше.
     За редчайшими исключениями (типа Шапошникова или Жукова), на командных должностях даже высших уровней остались самые низкоинтеллектуальные деятели Гражданской войны (типа Ворошилова, Буденного, Тимошенко), которые, несмотря на впечатляющий опыт гитлеровских войн 1939-1941 гг., как и Сталин, как и все его окружение, тупо представляли себе предстоящую войну, как простое повторение хорошо известной им Первой мировой и Гражданской, когда участь сражений, как известно, решали стрелковые цепи, чье продвижение предварялось артиллерийской подготовкой и цепочкой танков, прокладывавших пехоте путь. Массированные прорывы конницы довершали удар и приводили к дезорганизации войск противника. Соответственно были построены вооруженные силы СССР, где, как и в Польше, в противоположность Германии главную ударную силу составляли не танки и самолеты, а конница.
     И несмотря на катастрофический опыт Польши, чья армия, построенная на тех же принципах, была разгромлена за несколько дней - никто не решился настоять перед Сталиным на необходимости быстрой модернизации армии.

     Оперативно-тактическое невежество диктатора и его ближайшего окружения усугублялось стратегическим невежеством.
     В стремлении закрепить за собой захваченные территории Сталин выдвинул на новую государственную границу основные силы армии, словно нарочно подставляя их под уничтожающий удар в случае внезапного нападения противника.
     Кроме того, все та же психопатия диктатора подтолкнула его на поистине самоубийственное решение не "провоцировать" потенциального противника деятельной подготовкой к войне, а целиком положиться на сговор с Гитлером, оставив армию и флот фактически на положении мирного времени. И это несмотря на растущий поток информации о концентрации германских войск на восточной границе с явной целью вторжения в СССР!

     Соблазн наверняка покончить с СССР одним ударом, обеспечив тыл для дальнейшего противоборства с Великобританией (включая колоссальные ресурсы Советского Союза, которые могли оказаться в распоряжении агрессора) оказался сильнее всех других соображений, и 22 июня 1941 г. началось вторжение германской армии в СССР.
     Забегая вперед, надо подчеркнуть, что разведка не подвела и что Красная армия действительно была разгромлена за две-три недели и даже почти целиком уничтожена за последующие два-три месяца. Из пяти миллионов человек ее первоначальной численности (плюс почти столько же мобилизованных и подошедших на передний край в первые месяцы войны) свыше миллиона было убито, втрое больше ранено и около четырех миллионов попало в плен.
     Однако германцы потеряли слишком много времени и сил на штурм городов (особенно Одессы, Севастополя, Ленинграда, Москвы - причем в двух последних случаях неудачный) и оказались скованными рано ударившими морозами.
     Тем временем фактически уничтоженную 5-миллионную Красную Армию сменила созданная за считанные месяцы 13-миллионная Советская Армия с модернизированным современным вооружением не хуже германского, а главное - с совсем иными военачальниками (даже Жуков предстал в ином качестве не просто исполнителя идиотских директив), с принципиально иной структурой, организацией, стратегией, оперативным искусством, тактикой - даже униформой и знаками различия! - намного более соответствовавшими требованиям обстановки и времени.
     Это решительным образом изменило соотношение сил и предопределило поражение Германии.
     К тому же Советская Армия получила от США и Великобритании значительную помощь самолетами, танками, оружием, боеприпасами, обмундированием, продовольствием, что сыграло важную роль в ходе и исходе войны.

     Всю летнюю кампанию 1942 г. германское командование потратило на прорыв к Волге и Кавказу, чтобы лишить Советскую Армию горючего для танков и самолетов, но завязло в Сталинграде и предгорьях Кавказа.
     Тем временем вновь наступила зима, и Советская Армия начала контрнаступление, которое продолжалось вплоть до падения Берлина в мае 1945 г.
     Оно было неостановимым потому, что Советская Армия, благодаря помощи союзников, постепенно наращивала свое превосходство в живой силе и технике, и при этом не останавливалась перед любыми жертвами, по-прежнему сплошь и рядом платя за каждого убитого врага десятком жизней своих солдат.

     Судьбу войны решило открытие летом 1944 г. Второго фронта высадкой англо-американских войск во Франции. Это заставило Германию отвлечь часть сил с Восточного фронта, что ускорило ее поражение и капитуляцию в мае 1945 г.

     Спустя несколько месяцев, в сентябре 1945 г., после нанесения атомных ударов по городам Хиросима и Нагасаки капитулировал последний союзник Германии - Япония.
     Таким образом, Вторая мировая война закончилась победой США, Великобритании и Франции над Германией, Италией и Японией.
     Но если бы Гитлер не застрял под Ленинградом, Москвой, Одессой и Севастополем, то, возможно, до Сталинграда он добрался бы уже летом 1941 г. А если бы не ввязался в уличные бои в Сталинграде, то, не исключено, что в том же 1941 г. он дошел бы и до Урала.

Сценарий 2. Обобщенная советская версия.

Индустриализация СССР в ходе сталинских пятилеток, начиная с 1928 г., позволила существенно модернизировать вооруженные силы и к 1941 г. они превосходили потенциального противника по числу орудий, танков, самолетов, не говоря уже о живой силе.
     Однако вероломное нападение Германии 22 июня 1941 г. привело к потере значительной части техники и превосходству противника в воздухе и на земле (в танках). Это позволило фашистам к концу 1941 г. продвинуться до рубежа Ленинград - Москва — Ростов-на-Дону.
     Тем не менее, героическое сопротивление Красной Армии позволило измотать и обескровить врага, подготовило возможность контрнаступления. Столь же героическая самоотверженность советского народа позволила не только восстановить, но и значительно увеличить военный потенциал страны и вновь добиться нарастающего превосходства в живой силе и технике.
     Под Сталинградом в конце 1942 г. была окружена и ликвидирована крупная группировка противника.
     Под Курском летом 1943 г. произошло крупнейшее встречное танковое сражение, закончившееся поражением германской армии.
     После этого наступление Советской Армии шло безостановочно и привело к штурму Берлина и капитуляции Германии 9 мая 1945 г.

     Освободившиеся силы были быстро переброшены на Дальний Восток и за несколько недель полностью разгромили японскую армию в Манчжурии. После этого капитуляции Японии стала неизбежной.
     Таким образом, Советская Армия сыграла решающую роль в том, что Вторая мировая война завершилась победой антифашистской коалиции.

Альтернативно-виртуальный сценарий (Победа СССР "малой кровью".)

В основу военной доктрины кладутся два положения.

     1. Нежелательность, по военно-политическим соображениям (высокая боеспособность противника, накопившего опыт успешных "блицкригов", плюс негативный в мировом общественном мнении образ агрессора) выступления в роли нападающей стороны, т.е. изначальная обреченность на оборону.

     2. Недопустимость оказаться застигнутым врасплох и тем более поставить под удар силы, достаточные для эффективного контрнаступления.
     В соответствии с такой доктриной основные силы сосредоточиваются в укрепленных районах по старой границе СССР (линия Новгород - Минск - Житомир - Одесса), причем самолетный, танковый и артиллерийский парк укрывается от внезапных бомбежек на крытых аэро- и танкодромах, на замаскированных полигонах - как это и предлагалось специалистами в 1940 г.
     Все пространство к западу от укрепрайонов до новой границы СССР занимается только пограничными войсками и подразделениями НКВД с единственной целью: задержать, насколько возможно, продвижение противника взрывами мостов, разборкой рельсов и другими известными способами, стремясь выиграть возможно больше времени для развертывания вооруженных сил в укрепрайонах.
     Наконец с учетом опыта войны 1939-1941 гг. (особенно в Польше и Франции) диспозиция для контрудара строится на идее встречных танковых сражений при чисто вспомогательной роли кавалерии партизанскими рейдами по тылам противника (подобно роли казаков Платова в Бородинском сражении).
     При таком раскладе сил продвижение германских танковых колонн от новой границы СССР до укрепленных районов по старой границе (если бы, конечно, при таких условиях Гитлер все же решился бы на нападение) неизбежно заняло бы минимум несколько дней.
     За это время основные силы успевали развернуться в боевые порядки и знаменитая Курская битва лета 1943 г. развернулась бы гораздо западнее и на целых два года раньше - в начале июля 1941 г.
     Даже если бы она закончилась поражением Красной Армии (что, по меньшей мере, не обязательно), то позиционная война к зиме 1941 г. установилась бы не под Ленинградом и Москвой, а, скорее всего, по Днепру или где-то неподалеку. Образно говоря, 1943 г. в реальном историческом исчислении начался как бы годом раньше, а штурм Берлина - даже двумя годами раньше.
     При этом потери советской стороны вполне могли бы быть соразмерны германским, т.е. укладывались бы в диапазон менее пяти миллионов человек - вдесятеро меньше имевших место в невиртуальной действительности.

Заключение

Если подходить к ретроальтернативистике не как к пропагандистской игрушке повышенного эмоционального воздействия, а как к действенному инструменту философии истории, то придется сосредоточить первостепенное внимание на четырех методологических проблемах, решение которых, по нашему мнению, имеет в данном случае приоритетное значение.
     1. Критерий реальности виртуальных сценариев, позволяющий провести рубеж между реально возможными и явно фантастическими допущениями.
     2. Критерий логичности виртуальных сценариев, позволяющий установить непротиворечивость причинно-следственных связей в их построении.
     3. Критерий сопоставимости виртуальных сценариев между собой и с исторической действительностью, позволяющий сравнивать только сравнимое, сопоставлять только сопоставимое.
     4. Критерий оптимальности виртуальных сценариев, позволяющий извлекать из них уроки на будущее в той же или исходной области исторического знания.
     При решении такого рода проблем (перечень которых может быть продолжен), на наш взгляд, целесообразно обращение к инструментарию современной прогностики в возможно более широком диапазоне (анализ и оптимизация трендов, включая реверсивные: опрос экспертов, сценарное и матричное моделирование и т.д.).
("Вопросы философии", 1997, N 8, с. 112-122)


     Последсловие "ЗЛ"

     В старые советские времена в СССР Бестужев-Лада считался одним из самых толковых, умных и неангажированных социологов.
     Трудно сказать, настолько это соответствовало истине, но во всяком случае его работы были лишены грома литавр Госкомстата. Этого было достаточно, чтобы его сведениям об обществе можно было доверять.

     Журнал же "Вопросы философии", напротив, был крайне наукообразным и бдил за чистотой марксистко-ленинских помыслов с повышенным энтузиазмом.

     А через 12 лет после начала перестройки они неожиданно "слились в экстазе" - бывший главный теоретико-идеологический журнал и практик-социолог. И в чем? В наиболее крамольных вопросах исторического материализма!

     "Все смешалось в доме..." - писало зеркало русской революции. И оно было по-своему право, но только потому, что не читало "Вопросов философии" разлива 1997 года.

     Легковесность рассуждений и неряшливость формулировок в корне меняет мое отношение к автору этой непонятно зачем написанной статейки.
     Впрочем, понятно почему - для вящего завлечения публики модными вопросами: НЛО, барабашками, биополями и прочей ерундовиной. Конечно, учитывая авторитет философии, как науки, барабашки и зеленые человечки переименованы в ретроальтернативистику, но сути это не меняет.

     Что же касается "Вопросов философии", то публикация "барабашкониады" меня нисколько не удивила: философия всегда была служанкой (и очень старательной) правящей идеологии.

     Так что, уважаемые читатели, перепечатывая сей "научно-философский" труд, я все-таки прошу вас относиться к нему (и не только к нему) критически.
     И думать собственной головой.

     Оглавление.
Общие положения
Иллюстративный пример: 1812 год - Сценарии развития
Иллюстративный пример: 1812 год - Критика сценария 2
Альтернативно-виртуальный сценарий 1. (Победа Наполеона.)
Альтернативно-виртуальный сценарий 2. (Более эффективная победа России.)
Иллюстративный пример: 1941 год
Послесловие "ЗЛ"


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000