Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
21.11.2002         N 879   

Чеченский тупик


     Незнание истории зарождения, развития и нынешнего состояния конфликта зачастую приводит многочисленных "специалистов" к ошибочным выводам. Между тем лимит ошибок в отношении Чечни мы исчерпали сполна. И новые способны лишь отдалить страну от благополучного разрешения конфликта.

     Заблуждение первое - войну против Чечни начал Кремль в 1994 г.
     На самом деле военные действия начались летом 1991 г. Именно тогда группировка Дудаева, опираясь на самодеятельные вооруженные отряды и финансовую помощь ряда чеченских бизнесменов, насильственным путем захватила власть в Чечне, что и положило начало военным действиям.
     В течение трех лет Москва пыталась договориться с Дудаевым по-хорошему. Но в ответ получила волну насилия то отношению к мирному населению республики и российским военным. Спасаясь от дудаевских головорезов, только с января по июнь 1992 года республику покинули около 40 тысяч человек. Жертвами войны в первый год правления Дудаева, по меньшей мере, стали около 5 тысяч ни в чем не повинных людей.

(Примечание от "ЗЛ".
     Это неверно.
     Дудаев власть не захватывал.
     Его выбрали президентом, что в понятиях советской системы равнозначно "назначили".
     К 1991 году бандитствующая Чечня вышла из-под контроля властей, как союзных, так и местных.
     Грабежи на железной дороге, проходящей через Чечню, приняли такой размах, что всерьез обсуждалась проблема постройки окружной железной дороги.
     Альтернативой этому строительству была советско-чеченская война.

     Вот тогда горбачевские власти и нашли в Таллинне генерала Дудаева и предложили ему занять пост президента.
     Они по старинке думали: генерал, отличник боевой и политической подготовки, воспитан в духе интернационализма и с чеченскими корнями - он и поведет республику в нужном, то есть цивилизованно-интернациональном, направлении.
     А он повел себя хитро и дальновидно.
     Сначала он убедил Горбачева вывести из Чечни советскую армию без оружия. А после этого повернул свою политику в сторону национализма, сепаратизма и прочих неправильных "измов". И нашел в этом большое понимание со стороны чеченцев.

     А бывшие коммунисты почему-то мгновенно забыли свое коммунистическое понимание роли личности в истории, и начали откровенную охоту за Дудаевым. Она продолжалась два года, и у Дудаева не было шансов выжить.
     Но его гибель, как и следовало ожидать, ничего не дала.

     Вот тогда-то "лучший министр обороны" с фамилией на букву "Г" и пообещал взять Грозный одним полком ВДВ за несколько часов.
     Возможно, он действительно кое-что понимал в обороне, но в нападении оказался профаном и загнал в город танки.
     Сколько их там сожгли - до сих пор неизвестно.
     Поэтому теперь с большой долей достоверности можно предположить, что именно это - большие и принципиально неучитываемые потери - и было основной целью этой бездарной операции. Под них можно было списать любое количество разбазаренной, украденной и проданной военной техники.

     А пацаны, сгоревшие в тех танках...
     Кого из министров это когда-нибудь волновало?
Конец примечания.)

     Заблуждение второе - войны не было бы, если бы в свое время Ельцин встретился с Дудаевым.
     Такая встреча, даже если бы она и состоялась, ни к чему не привела бы. Дудаев и его окружение с первых дней своего пребывания у власти были настроены на полную независимость Чечни и другие варианты всерьез не рассматривали.
    "Переговоры, - любил повторять Дудаев известную военную аксиому, - это оружие слабых".
     Сепаратисты были уверены, что вслед за распадом СССР последует распад России, и готовились занять лидирующие позиции на Северном Кавказе.
(Примечание от "ЗЛ".
     Встреча не состоялась, потому что Ельцину было нечего сказать.
     Он уже сказал: "Берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить".
     Что после этого он мог сказать Дудаеву? "Не глотай, подавишься"?
     После этого надо было бы начинать войну не только с Кавказом и Татарстаном, но и со всеми областями страны, включая Московскую.
Конец примечания.)
     Заблуждение третье - если Чечне дать независимость, война прекратится.
     Это не просто Заблуждение - это глупость. Чечня уже была три года независимой де-факто в 1996-1999 гг.
     Что из этого вышло - хорошо известно.
     Полный и абсолютный беспредел внутри Чечни, военная и религиозная экспансия бандитов против соседних республик.
     Незадолго до начала второй чеченской кампании в Чечне содержалось около 1000-1200 заложников. В работорговле принимало участие около 10% мужского населения, а косвенно в нее было вовлечено не менее 30% всех жителей республики. Что они вытворяли с людьми - хорошо известно благодаря стремлению бандитов фиксировать преступления на видеопленку.
     Сепаратистский режим не в состоянии был наладить мирную жизнь в республике в прошлом и, можно не сомневаться, не сможет сделать этого и в будущем. Значит, Чечня снова станет очагом работорговли, перевалочной базой для наркодельцов и торговцев оружием. А главное - на ее территории найдут приют религиозные экстремисты, бандиты и проходимцы всех мастей и со всего мира.

     Юг России станет подвергаться постоянным набегам бандитов. Как это делается, можно было увидеть на примере Дагестана в 1999 году. Но тогда попытки России защитить свои границы, с точки зрения СБСЕ, ПАСЕ и прочих "адвокатов", обернутся обвинениями в агрессии со всеми вытекающими последствиями.

     Заблуждение четвертое - переговоры это единственный способ решить чеченскую проблему.
     В последнее время бандиты задействовали все возможные способы - своих защитников в международных организациях и даже террористический акт в Москве - для того чтобы склонить Кремль к переговорам.
     Значит, дела у чеченских боевиков идут неважно. Ни Масхадов, ни Басаев не могут предложить сносное будущее своим сторонникам, особенно молодым. Реальный же выбор скуден - или в смертники, или возвращаться к мирной жизни.
     Альтернатива - кормить вшей в землянках до скончания века.

     Вспомним: "переговоры - оружие слабых". Стремление к переговорам исходит от лидеров боевиков.
     Значит, им действительно худо.
     Согласно канонам военной науки, нельзя делать то, что выгодно противнику. В нашем случае - нельзя идти на переговоры тогда, когда это выгодно бандитам.
     Не говоря уж о том, что сейчас переговоры вести действительно не с кем.

     И, наконец, главное заблуждение - будто решение проблемы можно найти быстро и безболезненно.
     Усмирение мятежного края произойдет не скоро. В лучшем случае - лет через 10-15. И только при условии создания республиканской администрации, опирающейся на военную силу, уничтожения бандформирований и их лидеров, ликвидации каналов финансовой и прочей поддержки бандитов и одновременно с этим - проведения продуманных мер по восстановлению мирной жизни.
     Но не нужно суетиться, подгонять власти и требовать быстрых и немедленных результатов. Со временем все большее число чеченцев устанут от скотской жизни и поймут, что мир предпочтительнее блужданий по горам с оружием.

     Зураб Тодуа, эксперт по проблемам Кавказа и Центральной Азии

     (Статья перепечатана из еженедельника "АиФ")


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000