Историческая сенсация
В конце сентября я почти случайно попал в Эрмитаж.
Это, к сожалению, бывает так редко, что я решил для себя - ничего не рассматривать, а только ходить с видом праздного гуляки и проникаться духом и флюидами великого искусства.
Должен сказать, что в целом эта задача была мной выполнена.
Хотя десятку-другому экспонатов я уделил довольно много внимания.
Но выставку древностей я обошел стороной. И как позже выяснилось - зря.
24 сентября в Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка "Арсиноя или Клеопатра?".
Посвящена она была небольшой (высота 105 см) базальтовой статуе, скромно стоявшей в музее аж с 1929 года.
| Клеопатра |
Маленькая коренастая фигурка в длинном облегающем платье держит в левой руке рог изобилия, а в правой - иероглиф жизни "анх". Голову украшает трехчастный парик с тремя уреями (царскими змеями).
В принципе в эллинистическом Египте таких статуэток - жриц, цариц и богинь с уреями, анхами, рогами и инкрустированными глазами производили в огромных количествах.
Однако наша, эрмитажная, имеет две важные особенности, позволяющие уточнить ее родословную.
Первая особенность - то, что рог изобилия у нее раздвоенный.
Вторая - парик царицы украшают три змеи (уреи).
Еще в 1957 году египтолог Лапис предположила, что раздвоенный рог был присущ лишь статуям Арсинои II, сестре и жене Птолемея II (316-270 до н.э.).
Арсиноя была дочерью Береники I и военачальника Александра Македонского, основателя македонской династии в Египте Птолемея I. Она была обожествлена при жизни, и культ ее продолжался спустя долгие годы после кончины.
Но, судя по статуям и портретам, Арсиноя носила только два урея, три - исключительно Клеопатра, правившая Египтом значительно позднее - в 69-30 до н.э.
(Всем известно, что змей Клеопатра весьма почитала: и смерть приняла от змеи, укус которой, по египетским преданиям, сулил бессмертие.)
А вот раздвоенный рог перешел ей от Арсинои по наследству: Клеопатра стремилась подражать божественной царице во всем. Такие же рога украшают и изображения на монетах времени Клеопатры VII.
Ученые считают, что эрмитажный портрет очень близок реальному облику царицы: коренастой, маленького роста, с большим горбатым носом.
На этот нос и обратил внимание куратор выставки научный работник Эрмитажа Андрей Большаков.
"Из достоверных источников известно, что у Клеопатры был большой нос", - сказал он и предложил окончательно переименовать статуэтку из Арсинои в Клеопатру.
Научно-историческая общественность согласилась.
Таким образом, мы стали свидетелями сенсации и можем теперь с полным правом гордиться, что в Эрмитаже стоит статуэтка не какой-то там сестры какого-то там Птолемея, а самой Клеопатры, возлюбленной великого Юлия Цезаря, славного Марка Антония, и многих других менее известных и совсем безвестных мужей прошлого.
Клеопатра, могущественная царица и прелестная женщина, обладающая искусством соблазнения, очевидно, не была столь уж выдающейся красавицей.
Ряд историков считает, что именно неудовлетворенность своей внешностью и побуждала ее к тому, чтобы постоянно доказывать свое превосходство и женское очарование.
Лучше, конечно, такое заключения дали бы не историки, а психологи и психотерапевты, но и мы все (на чисто бытовом уровне) знаем, что неудовлетворенное тщеславие способно на многое.
Не всем, правда, удается затащить в постель диктатора или хотя бы президента, еще меньшему количеству удается занять при этом высокие государственные посты, а уж войти в Историю смогла, пожалуй, только Клеопатра.
А это означает, что в развитии морали мы все-таки наблюдаем определенный прогресс.
И это радует.
(Использованы материалы сайта "Древний мир")
О Цезаре и цезарях
Вопросы языкознания
Тайна гибели "Новороссийска"
Сочинение на тему...
Упоминания об Эрмитаже
Интернет-премия
в зеркале русского телевидения.
Вот так новости!
И другие истории про историю
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|