Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
17.10.2002         N 858   

Адмирал Корнилов


     Семнадцатого октября 1854 года при обороне Севастополя погиб один из организаторов защиты города адмирал Корнилов.
     Академик Е.В. Тарле говорит об этом скупо, возможно потому, что его книга посвящена главным образом Нахимову.
     Даты в публикуемом отрывке приводятся по старому стилю.
Корнилов
Владимир Алексеевич
     18 сентября Меншиков, наконец, приблизив свою армию к Севастополю, побывал в городе, виделся с Корниловым и "предупреждал его, чтобы впредь он не беспокоился, если действующему отряду потребуется сделать еще какую-нибудь диверсию затем, чтобы отвлечь внимание неприятеля от Севастополя".
     Но Корнилов плохо верил в стратегию главнокомандующего и упорствовал на необходимости усилить гарнизон, и князь, "снисходя на односторонний взгляд еще неопытного в военном деле адмирала, уважая лихорадочную его заботливость о сосредоточении себе под руку всех средств к обороне Севастополя, главное же сознавая, как важно ободрить столь незаменимого своего сподвижника", - согласился.
     Другими словами, Меншиков в это время не очень уверенно себя чувствовал и не решился спорить с Корниловым, который, по-видимому, не весьма и стеснялся с его сиятельством в этот момент: "... Корнилов не сочувствовал никаким диверсиям, не оценил по достоинству стратегических соображений светлейшего и смотрел на него, как на возвратившегося из бегов", - с грустью констатирует адъютант и поклонник Меншикова А.А. Панаев.
     Тотчас же из команд, снятых с кораблей, стали формироваться батальоны под начальством корабельных командиров для действий на берегу.
     Нахимов все эти дни -12, 13, 14 сентября и дальше - непрерывно перевозил орудия с кораблей на береговые бастионы, формировал и осматривал команды, следил за вооружением батарей Северной стороны.

     2 октября Нахимов вывел оставшийся пока русский флот из Южной бухты и расставил суда так умело, что до последнего дня своего существования они могли оказывать максимальную возможную помощь обороне Севастополя.

     Начиная с 20 сентября, артиллерийская перестрелка между Севастополем и неприятелем стала несколько усиливаться. Русские старались мешать работе англичан и французов по устройству насыпей в их параллелях, французы и англичане прощупывали слабые места оборонительной линии и стремились помешать кипучей деятельности Тотлебена и его рабочих, которые проявляли совсем неслыханную энергию и спокойствие духа, когда им приходилось местами работать под неприятельским огнем. Этот огонь то замирал, то усиливался. Выпадали сравнительно даже спокойные дни. Приготовления с обеих сторон принимали все больший размах.

     Близилось страшное 5 октября.

     Меншиков хотел было усилить артиллерию, но из его добрых намерений мало что выходило.
     Накануне бомбардировки 5 октября (и своей смерти) Корнилов доносил Меншикову: "Не можем сладить с мортирами. Карташевский поставил вчера на бастионе № 4 мортиру, в которую не лезет бомба, равно как и бомбовые 3-пудовые орудия не выдерживают пальбы. Только что поставили таковую на бастионе № 6, как отлетел винград... Казаки просят и сапог. Я решил им выдать, они все претендуют, что им не выдавали за две трети жалованья".

     Все усиливалась и грандиозно развивалась в самых разнообразных направлениях неутомимая деятельность Нахимова по обороне. Они с Корниловым соперничали, выказывая неслыханную отвагу (этим в Севастополе было трудно удивить, но они оба все-таки удивляли и матросов и солдат), а также проявляли быструю находчивость и распорядительность.
     Тотлебен уже начал свое дело, и Корнилов, и Нахимов мечтали лишь о6 одном, чтобы штурм последовал как можно позже, когда Тотлебен успеет произвести хоть часть своих работ.
     Штурма не последовало, но 5 октября 1854 года с восходом солнца загремела страшная "первая" бомбардировка с суши, а спустя несколько часов - и с моря, из самых усовершенствованных орудий морской артиллерии того времени.
     Три адмирала - Нахимов, Корнилов, Истомин - с рассвета руководили ответным огнем русских батарей и объезжали бастионы. На пятом бастионе в этот день Корнилов и Нахимов встретились и долго там пробыли вместе под адским огнем неприятеля.

     "На 5-м бастионе мы нашли Павла Степановича Нахимова, который распоряжался на батареях, как на корабле: здесь, как и там, он был в сюртуке с эполетами, отличавшими его от других во время осады, - пишет сопровождавший Корнилова в этот день и час его флаг-офицер Жандр, - Разговаривая с Павлом Степановичем, Корнилов взошел на банкет у исходящего угла бастиона, и оттуда они долго следили за повреждениями, наносимыми врагам нашей артиллерией. Ядра свистели около, обдавая нас землей и кровью убитых; бомбы лопались вокруг, поражая прислугу орудий".

     Затем Корнилов отправился на другие бастионы.
     Корнилов был смертельно ранен ядром в двенадцатом часу дня на Малаховом кургане. Огонь уже ослабевал, бомбардировка подходила к концу, когда Нахимов узнал роковую весть...

     Капитан Асланбегов рассказывает, как он вечером, узнав о гибели Корнилова, поехал поклониться его праху и, войдя в зал, увидел Нахимова, который плакал и целовал мертвого товарища.

     Из четырех человек, организовавших защиту Севастополя, ураганная бомбардировка 5 (17) октября 1854 года унесла одного. Замены ему, которая извне вступила бы в эту маленькую группу, не было ни тогда, ни впоследствии. Вообще этой былой четверке суждено было отныне уменьшаться, но не сменяться и не пополняться в личном составе. Осталось трое - Нахимов, Тотлебен, Истомин, и роль фактического начальника, вождя, "хозяина Севастополя" перешла непосредственно к Нахимову. С этого времени он работал и за себя и за мертвого Корнилова.

     Биографическая справка

Корнилов Владимир Алексеевич
(13 февраля 1806 - 17 октября 1854),
российский вице-адмирал,
герой обороны Севастополя во время Крымской войны.

     Участник русско-турецкой войны 1828-1829 и Наваринского морского сражения 1827 года.
     Поражение огромного египетско-турецкого флота при Наварине спасло положение греческих повстанцев, сражавшихся за освобождение Греции из-под власти Турции.
     После этого несколько лет Корнилов служил на Балтийском флоте, а с 1834 года был переведен на Черное море.
     Занимался картографией Черного моря, и за блестящее выполнение поставленных задач был награжден орденом св. Владимира 4 степени.
     Выступал за замену парусных кораблей паровыми.
     Во время Крымской войны руководил штабом обороны Севастополя.
     Погиб при объезде позиций на Малаховом кургане.
     Похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем - адмиралом Лазаревым.
     Вскоре место подле них займут Нахимов и Истомин.


О Крымской войне
Синопское сражение   (1)
Синопское сражение   (2)
Оборона Севастополя  (1)
Оборона Севастополя  (2)


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000