Шесть способов присвоить чужое.
Почти все виды общественных животных имеют шесть врожденных программ заполучения чужого добра.
Первая - это захват и удержание самого источника благ: богатого кормом места, плодоносящего растения, стада малоподвижных животных, трупа, источника воды и т. п.
Захваченное добро удерживается силой: всех, кого можно прогнать, прогоняют.
Вы все могли наблюдать действие этой программы на кормушке для синиц. После ряда стычек ее захватывает самый настырный самец и старается никого больше не подпустить к пище. Синицы - пример всем знакомый, но очень простой.
Есть виды с куда более изощрёнными приемами удержания источника благ, особенно когда этим занимаются не в одиночку, а группой.
У человека подобная программа проявляется еще в раннем детстве. Поскольку, как правило, удержать за собой источник благ может лишь сильная особь, постольку для посторонних сам факт обладания им - признак силы и власти.
Вторая - это отнятие чужой собственности силой, пользуясь своим физическим превосходством (ограбление).
Дети начинают грабить раньше, чем говорить.
Третья - отнятие добра и благ без стычки у стоящих ниже рангом, "по праву" доминирования.
Отнятие - один из способов утверждения иерархии (многие виды занимаются этим все время, хотя бы в символической форме).
Так ведут себя и общественные обезьяны. У них подчиненные особи не только безропотно отдают все, что заинтересует доминанта, но и, упреждая его гнев, "каждый сам ему приносит и спасибо говорит".
Сразу даже не поймешь, дань это или подарок. Много всякого интересного и грустного возникло на этой основе у людей. Во все времена начальники вымогали "подарки".
Сколько стел сохранилось с перечислением и изображением подданных, выстроившихся длинной вереницей с подношениями тирану.
В Москве был даже "Музей подарков товарищу Сталину".
Для нашей же темы важен другой аспект: передача добра снизу вверх по иерархической пирамиде для людей "естественна" в том смысле, что имеет хорошо отлаженную инстинктивную основу.
Четвертая программа заполучения чужой собственности - похищение.
Воровство принципиально отличается от грабежа тем, что его совершает особь, стоящая рангом ниже обворовываемой.
Поэтому воруют животные тайно, применяя разного рода уловки, стащив - убегают и прячут или съедают незаметно. Когда у животного запускается программа воровства, то сразу предупреждает о запрете: попадешься - побьют.
У обезьян из-за их жесткой структуры воровство процветает вовсю.
Человек - тоже существо вороватое.
Пятая программа - попрошайничество.
На него способны почти все животные. Вспомните зоопарк: это коллекция попрошаек разных видов. Очень часто поза попрошайничества имитирует позу детеныша, выпрашивающего корм.
Попрошайничество кое-что дает: увидев особь, вставшую в эту позу, некоторые животные делятся пищей или могут потесниться на кормном месте.
Общественные обезьяны - ужасные попрошайки, это знает всякий. Просят они так настойчиво и жалко, что не подать им трудно.
Попрошайничество всегда адресовано вверх: обращено или к тому, кто захватил источник благ, или к более сильной особи, или к равной по рангу.
Естественно, что попрошайничают в основном обезьяны, находящиеся на нижних этажах иерархии.
Попрошайничество детенышей - особая статья, так же как попрошайничество самок, если их подкармливают самцы.
У человека попрошайничество развито сильнее, чем у обезьян: мы все время что-нибудь просим или вынуждены просить.
Наконец, шестая программа - обмен.
Он развит у обезьян и некоторых врановых. Меняются животные одного ранга.
У обезьян и ворон обмен всегда обманный: у них есть очень хитрые программы, как обдурить партнера, подсунуть ему не то, захватить оба предмета, которыми начали меняться, и т. п.
У человека обмен тоже развит, и подсознательная его сторона - обязательная выгода ("не обманешь - не продашь").
Честный взаимовыгодный обмен - позднее достижение разума, борющегося с мошеннической инстинктивной программой.
(Продолжение)
Обложка
Предыдущий номер
Следующий номер
|