Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
01.08.2002         N 810   

Лапта


     В настоящую русскую лапту я играл всего один раз в жизни. Было мне уже лет двадцать пять.
     Почему мы вдруг затеяли эту игру, с кем? - я уже не помню.
     Помню только, что это было в глухой деревеньке в Новгородской области, а также чувство легкости и азарта.
     Правил я тоже, естественно, не запомнил.

     В детстве, в нашем дворе у нас была популярна так называемая "круговая лапта".
     Правила ее таковы.
     Рисуется круг диаметром 7-10 метров. Внутри становится одна команда, снаружи распределяются игроки другой.
     Внешние игроки стараются осалить внутренних, а те - уворачиваются. Осаленный игрок выбывает из игры.

     У нас эта игра была несколько модифицирована. Рисовался не круг, а две черты, и водящих было всего двое. Уворачивающимся игрокам дозволялось ловить мяч-"свечу", если он не касался перед этим земли.
     "Свечу" игрок мог потратить на себя (и тогда попадание в него мячом не удаляло его из круга, а только гасило "свечу"), либо мог пригласить в круг любого из выбитых.
     Иногда обходились и одним водящим. Тогда остальные игроки становились перед любой глухой стеной или забором.


     В "русскую лапту" играют несколько иначе.

     Для этой игры нужна бита (она же лапта). Ее можно сделать из плоской доски.
     У нее должны быть круглая ручка на одном конце и плоская лопаточка на другом.
     Длина лапты - 80 - 90 сантиметров, ширина 7-10 сантиметров, главное, чтобы было удобно попадать по мячу.
     Мячик должен быть небольшой, например, теннисный.

     Площадка должна быть размером примерно 40 на 20 метров.
     Лучше, если она будет иметь довольно большие неогороженные поля вокруг.
     Соревнование проходит между двумя командами по 5-10 человек.

Правила

     Одна команда занимает линию "города" и становится "бьющей", другая команда размещается по полю и становится "водящей". Один человек из команды "водящих" встает в "город" и подает - подкидывает мяч "бьющим". Ему надо стараться подкинуть так, чтобы "бьющий" промахнулся или не смог закинуть мяч далеко.

     Задача "бьющих" - как можно дальше отбить мяч и успеть добежать до противоположной стороны площадки (до "кона") и по возможности вернуться обратно неосаленными.
     Задача "водящих" - поймать, в воздухе или подобрать приземлившийся мяч и осалить им бегущего по полю "бьющего". На "кону" и в "городе" салить нельзя.
     "Бьющие" бьют по очереди. Отбил - убежал, не получилось отбить с трех попыток - остаешься на своем месте. Но пробежать все равно придется, пока летит мяч, отбитый другим игроком "бьющих". Главное - пробежать по полю и не попасть под удары "водящих". Если играть на "очки", то пробежавший неосаленным "бьющий" приносит "очко" своей команде, а осаливший "водящий" - своей.
     Обычно "бьющие" последним в очереди ставят игрока, который лучше всех отбивает мячи, для того чтобы во время полета его мяча успели пробежать все, кто еще не бегал.

     У каждой команды есть капитан. Он и расставляет игроков по полю и назначает бьющего. "Водящие" могут передавать друг другу мяч, чтобы салил тот, кто ближе всех к бегущему.
     Штрафные очки "бьющей" команде начисляются за ошибки: если осалили своего игрока, если мяч вышел за линию площадки. "Бьющая" команда выигрывает, если все игроки успели совершить удачные пробежки через поле.

     Выигрывают "водящие", если им удалось три раза осалить соперника или поймать мяч с лета.
     Получив три штрафных очка или выиграв партию по перебежкам, команда "бьющих" переходит в поле, а "водящие" становятся "бьющими".


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000