Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
13.05.2002         N 766   

Рекомендую почитать

     "Меня зовут Михаил Харитонов. Признаюсь сразу: к профессиональной литературной деятельности я не имею отношения, да и работа моя отнюдь не располагает к словесному творчеству.
     Тем не менее, в свободное время я иногда упражняюсь в изящной словесности и пишу фантастические рассказы."
     Так, скромно и непритязательно, пишет о себе человек, опубликовавший на своем сайте три десятка фантастических рассказов.
     Нет, неправильно.
     Не просто фантастических рассказов, а исключительно умных и талантливых фантастических произведений.

     Это - редкость.
     Талантливых (отдельно) современных фантастических произведений сейчас немало (хотя и немного), умных (отдельно) - еще меньше, а умных и талантливых - единицы.
     Так и должно быть.

     Но чтобы практически во всех рассказах одного автора сочетались афористичность минитюариста, интриганство писателя-детективщика и невероятная щедрость на сюжетные ходы - это явление поистине уникальное.

     О сюжетах вообще разговор особый.
     Говорят, специалисты подсчитали, что во вся история литературы насчитывает всего два-три десятка сюжетов. И в течение вот уже трех тысяч лет вся мировая литература только их перепевает и только ими и кормится.

     Харитонов, на мой взгляд, опровергает эти подсчеты.
     У него столько сюжетов, что он щедрой рукой разбрасывает их, включая по два, по три, по четыре в каждый свой рассказ.

     Я не буду анализировать творчество Михаила Харитонова.
     Я позволю себе процитировать некоторые его рассказы, с дрожью в руках осекая хорошие цитаты в пользу лучших и лучшие - в пользу изумительных. Этот процесс можно продолжать и дальше, но - жалко.
     Остановимся на этом.

     Дон Рэба: - Ага. Счастье - это власть над себе подобными.
     Дон Румата:
- Именно! Именно над себе подобными. В этом всё дело. Иначе можно было бы разводить кур и откусывать головы цыплятам. И упиваться своим могуществом. Но это никому не интересно. Быть выше тех, кто равен тебе - вот что греет. Выше - над теми, кто равен. Понимаешь ты это? Вот что нас возбуждает. Поэтому-то Бог создал людей по образу и подобию своему. Иначе было бы не в кайф, не в кайф... Знаешь что? Я иногда думаю, что Бог - прогрессор. Он ходит по Вселенной, этак скукожившись, всеми принимаемый за равного... вот он тащится, небось, сука.
     И дальше.
     Дон Румата: - Таких мало. Понимаешь, в чём дело... Наши выяснили одну интересную вещь. Человека можно наказать очень больно, но он, по крайней мере, будет гордиться этим наказанием. Он будет думать, что он что-то значит, раз его так наказали. Прелесть мелких уколов - в том, что они не дают пищи для гордости. Ты просто лишаешься какого-то мелкого удобства... и никакой тебе моральной компенсации. И тем более сочувствия от ближних. Очень продуманная система.
     Много я читал пересказов и продолжений братьев Стругацких.
     Под их патронажем вышел даже двухтомник "Время учеников".
     (Вещь, на мой взгляд, совершенно бесполезная, поскольку вся современная русская фантастика почти текстуально продолжает творчество Стругацких с некоторой примесью переводов Клиффорда Саймака.)

     В этом рассказе Харитонов не продолжает и пересказывает Братьев.
     Он их дополняет.
     (Дружеская беседа благородного дона Руматы Эсторского с высокородным доном Рэбой)

     - Ну ладно, смотри... Итак, существует несколько типов эндорфиновых цепочек. Есть простейшие - например, утоление сильного голода или жажды всегда переживается как удовольствие. Или секс. Пусть от гениталий до мозга довольно-таки короткий. Но на самом деле существует куда больше типов таких зависимостей. К тому же они конкурируют друг с другом. Среди них, однако, есть одна связка, особенно для нас интересная. Это положительная обратная связь между повышенной активностью коры головного мозга и эндорфиновым фоном. Можно назвать это "удовольствием от мышления". В зачаточном виде оно есть у животных. Даже любопытная кошка испытывает что-то подобное. У людей, однако, эта связка имеет особое значение. Собственно говоря, именно она делает человека действительно разумным существом. Думать может и собака. Человек - это существо, которое любит думать. Вот в чём весь фокус.
     И еще.
     - Например, проблема умственно неполноценных детей. Такое бывает даже без явных дефектов мозга. Я этим занимался ещё до интерната. Так вот, основная проблема с ними не в том, что они не могут думать. А в том, что они этого не хотят...
     Но ведь на этот вопрос можно посмотреть шире. В конце концов, не так уж много людей любят напрягать мозговые извилины. Почему, собственно?

     Натан Аркадьевич выдержал эффектную паузу.

     - Вот тут-то мы и возвращаемся к понятию отрицательного опыта. Все дети гениальны, это знает любой хороший педагог.
     Почему же из них получаются уроды и идиоты?
     Почему трёхлетний ребёнок интересуется всем на свете, а пятнадцатилетний - ничем, кроме пива, девок, и компьютерных игрушек, и компании таких же, как он, раздоблаев? Что мешает ему проводить ночи напролёт в обнимку с учебником по дифференциальным уравнениям?
     Исключим пока из рассмотрения всякие материальные причины, типа необходимости зарабатывать себе на жизнь.
     Итак, в чём дело?
     Отвечаю: в том, что связка "мышление - удовольствие" перебивается другими, конкурирующими.
     Например, удовольствием от агрессии. Ударить кого-нибудь - это приятно. Адреналин тоже конвертируется в эндорфины. Впрочем, подчинение тоже может быть приятным. Ещё приятнее стайные ощущения, свойственные человеку как коллективному виду. Быть в толпе, быть с толпой - это очень древнее...
     Про алкоголь, наркотики, и прочую хрень я даже и не говорю. Но не только это, конечно.
     Все сильные физиологические и околофизиологические эмоции легко перебивают тонкое удовольствие от удовлетворения собственной любознательности. Ну а половое созревание вообще всё накрывает медным тазом...
     Какой из этого следует вывод?

     А какой из этого вывод? Плохой из этого вывод. Неутешительный.
     Только не для Харитонова.
     (Между волком и собакой)

     А вот кусочек из пьесы в трёх действиях "Дракон XXI" (по мотивам Евгения Шварца).

ЛАНЦЕЛОТ: А что тут продолжать? Не мог же я спокойно пройти мимо такого махрового рассадника тоталитаризма!
ДРАКОН: То есть тебе не нравится наше королевство?
ЛАНЦЕЛОТ: А ты как думал?
ДРАКОН: Жителям нравится.
ЛАНЦЕЛОТ: Между нами говоря, это уроды, покалеченные тоталитаризмом. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. С ними ещё придётся повозиться.
ДРАКОН: Так, теперь мы переходим в область следствий. Когда ты меня убьёшь, что с ними будет?
ЛАНЦЕЛОТ: Как что? Мы принесём сюда либеральную демократию. Конечно, местным это не понравится, но это их проблемы. А вообще-то, здесь потребуется массовая дедраконизация. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона. В смысле, выкорчевать тоталитарные комплексы, ксенофобию, латентный фашизм, и всё такое прочее.
ДРАКОН: А им будет больно?
ЛАНЦЕЛОТ: Я же сказал, придется повозиться. Легко не будет, это уж точно. Зато потом они станут полноценными членами демократического общества. Ну не они, так их дети. Или внуки. Или правнуки. Или ещё как-нибудь. Мы всегда добиваемся своего.
ДРАКОН: То есть, когда ты меня убьёшь, хорошо налаженная жизнь нашего маленького королевства разлетится вдребезги?
ЛАНЦЕЛОТ: Это небольшая цена за приход прогресса и цивилизации. Кстати, с какой радости ты вообще так заботишься о человечках? В конце концов, это не твой народ. Я не расист, но ты же понимаешь, что люди - дерьмо. Зачем тебе с ними возиться?
ДРАКОН: Я тоже не очень хороший парень. Просто мне противно смотреть на бессмысленные и бесполезные страдания. И я постарался сделать так, чтобы их не было хотя бы там, где живу я... Люди дерьмо, ты прав. Но они всё-таки не заслужили того ада, что вы называете "прогрессом" и "цивилизацией". В моём королевстве можно было жить, не будучи дерьмом. И при этом не быть нищим, убогим, и всеми презираемым. Это немного. Но это лучше, чем ничего.
     Всего-навсего.
     Хорошо это или плохо?
     А что лучше? Борьба с тоталитаризмом "демократически-рыночными" способами, которые смердят тем же тоталитаризмом?
     "Мы так будем бороться за мир (демократию, феминизацию, права меньшинств - нужное подчеркнуть), что камня на камне не останется".
     Ведь и не останется!
     (Дракон XXI)

     И в заключение два забавных наблюдения Михаила Харитонова не из его рассказов, а из практического пособия по УРЛоведению.

     Как известно, все беды и несчастья на нашей планете происходят от людей, чьи фамилии кончаются на "с".
     Наиболее известны в этом плане три кровавые собаки - Чубайс, Сорос и Гейтс.
     Интересно, что все эти три негодяя действуют примерно в одной стилистике. А именно - предлагают людям что-то, кажущееся привлекательным и полезным, однако же, через известное время выясняется, что от их даров происходит больше проблем, нежели пользы.

     Но мы, слава Богу, живём в свободной стране, до которой ещё не скоро дотянутся длинные руки любителей копирайта.

     Щедр русский человек!
     Оттого и живет так...


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000