Stolica.ru
    Реклама Rambler's Top100 Service     Все Кулички
 
Заневский Летописец
 
    Виртуальный орган невиртуальной жизни
09.04.2002         N 750   

Природа власти
(В.Р. Дольник)

     Виктор Рафаэльевич Дольник,
доктор биологических наук, профессор.
     Полностью статья опубликована в журнале "Природа" № 1 за 1993 год
под заголовком
"Этологические экскурсии
по запретным садам гуманитариев"
.
     Слабое место многих наук о человеке - их замкнутость на один объект, один зоологический вид, в то время как в природе обитает не один миллион видов животных, и все они разные.
     Одни из них (например, человекообразные обезьяны) похожи на нас в силу близкого генетического родства: 95% текста ДНК у человека и шимпанзе совпадают! Пятипроцентное расхождение - результат независимой эволюции в течение 10 млн. лет.
     Другие - в силу параллельного с нами развития исходно одних и тех же генетических программ.
     Третьи - конвергентно, т.е. в сходных условиях и для сходных целей у них и у нас выработались очень похожие приспособления, но их генетическая основа разная. Сверчок, привлекая самку, "пиликает на скрипке", образованной ногой и крыльями, дятел - барабанит клювом по дереву, а мы (как и все приматы) - голосом, с помощью легких, гортани и губ.


Павианы
любят
ходить
строем

     Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетические программы) поведении животных. Этологи научились распознавать эти программы и прослеживать их преобразования в эволюции.
     Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения животных, подобно тому, как сравнительные анатомы находят общее между передней конечностью любого позвоночного животного - плавником рыбы, крылом птицы, рукой человека.

     Этологи знают, что для достижения одной и той же цели у животного имеется не одна программа, а целый набор разных вариантов, многие из которых возникли в разное время.
     Программы поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических признаков, и отмирают столь же медленно.
(Об этом забывают даже некоторые биологи: нам почему-то кажется, что поведение - это нечто эфемерное.)
     Ставшие ненужными программы могут не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Каждый из нас может вызвать с задворок генетической памяти программу шевеления ушами (она не нужна миллионы лет), только одному для этого придется основательно потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию.


Сбрасывание монументов
как лечебная процедура

     Программы поведения срабатывают в ответ на особый сигнальный стимул, признаки которого заложены в программу. Задача распознания в окружающем мире врожденного сигнального стимула для мозга сложна, поэтому инстинктивные программы часто ошибаются, запускаются по сигналам, случайно несущим признаки стимула.
     Набор программ действий и образов врожденных стимулов образуют систему передаваемых по наследству знаний об окружающем мире и правил поведения в нем. Животное родится на свет не "tabula rasa", и человек в этом не исключение.
     Без программ мозг не способен работать. Если нет соответствующей программы - нет и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения.

     Сила этологов - в знании поведения огромного числа разных видов животных.
     Человек для этологов - один из видов: многие особенности его поведения, кажущиеся другим уникальными или загадочными, не выглядят такими, если знаешь целый букет сходных и родственных образцов поведения других видов.
     Причем оказывается, что врожденную мотивацию своего поведения человек, как правило, не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет, так надо), а объясняет обычно путано и неверно.
     Со своими объектами этолог не может поговорить об их поведении, поэтому все методы этологии ориентированы на внешние проявления поведения.
     Приложения этого метода к человеку (меня не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ на какой стимул) по-своему плодотворно, особенно тем, что удачно дополняет достижения гуманитариев, анализирующих в первую очередь мысли и чувства.

     В нашей стране с этологией боролись, как могли. Один из результатов - не только полная неосведомленность, но и воинствующее неприятие самого этологического подхода к поведению человека.
     Эта реакция выработана и у людей, в остальных отношениях непредвзятых, любознательных и доброжелательных.

(Продолжение)


        Оглавление статьи

     Агрессивность
  Межвидовая агрессия
  Внутривидовая агрессия

     Демонстративное поведение
  Что и как демонстрируется
  Позы "преувеличения"

  Цель - "унизить" противника
  Позы подчинения, покорности и умиротворения

     Равновесие между вооружением и моралью
  Обходные пути

     Иерархия
  Турнирная таблица
  Доминантность - это "настырность"
  Кто на вершине пирамиды?

  Человеческие группировки
  Дно пирамиды

     Простейшие спонтанные иерархии
  Подростковые иерархии
  Неофициальные иерархии
  Бытовые иерархии

     Человекообразные обезьяны
  Патриархальная автократия
  Стадные обезьяны открытых пространств
  Союзы равных рангом

  Геронтократия
  Чем интересны макаки

     Символы служат власти
  Геронты и дети
  И сопровождающие его лица...
  Быть свергнутым или погибнуть
  Вакантное место наверху

     Коллективная агрессия
  Павианы любят ходить строем
  Дерутся плечом к плечу, а умирают порознь

  Чему служила мстительность

     Каким могло быть первобытное стадо?
  Равенство или иерархия

     От стада до империи
  Оскалы и улыбки
  Почему тирана любят

  "Пнуть мертвого льва"
  "Смерть тиранам!"
  Сбрасывание монументов как лечебная процедура

     Прогулка по истории с учебником этологии
  Блеск и нищета империй
  Если подсознание определяет бытие

  Шесть способов присвоить чужое

  Чье лицо у социализма?
  Прообраз "государства нового типа"

  Критика нечистого разума
     Демократия - плод разума, но не только его
  Объятия и улыбки

  О своем ранге можно не заботиться
  Множественность программ дает выбор
     Что такое "инстинкт свободы"?

     Откуда взялась демократия?

  Заключение


Обложка      Предыдущий номер       Следующий номер
   А Смирнов    ©1999-2002
Designed by Julia Skulskaya© 2000