Все.
Сначала все логично: дед не мог золотое яйцо разбить потому, что золото - металл пластичный.
Он его, небось, измял все, а оно мнется, зараза, но не колется.
Пилить надо.
Но дальше начинаются загадки.
Почему же тогда золотое яйцо разбилось, просто упав на пол? Что же у деда с бабой в избе на полу лежало такое, что золотую скорлупу пропороло?
Неизвестно.
И почему дед с бабой так трагически это восприняли?
Содержимое яйца пропало - это понятно, но золотая скорлупа осталась? Осталась.
Допустим, мало ее было, но все-таки товарная ценность такого яйца все-таки в скорлупе, а не в белке-желтке.
Можно, конечно, допустить, что сказочному деду с бабой
настолько
хотелось яичницы, что и слез не удержать.
Но предположить, что им была неизвестна ценность даже золотой крупинки, - весьма трудно.
Короче говоря, эта сказка так и остается для меня неразрешимой загадкой...
...Некоторое время назад в одной из немногих телевизионных передач, которые я регулярно смотрю, а именно в игре "Сто к одному" игрокам был задан вопрос: "Чему учит сказка "Курочка Ряба"?
Для тех, кто не знает, поясню.
Игра заключается в том, что предварительно ста случайным людям на улицах задаются разные нелепые вопросы, ответы на которые ранжируются редакторами игры по популярности.
Затем эти же вопросы задаются игрокам, которые должны отгадать самые популярные ответы прохожих.
Имеются некоторые вариации в способах общения с игроками, но они несущественны.
Итак, игрокам был задан вопрос: "Чему учит сказка "Курочка Ряба"?
Я насторожился...
Как я уже отмечал, смысл (или точнее - его отсутствие) этой сказки мучает меня уже полвека (а это, знаете ли, достаточный срок!), а сам игровой вопрос был поставлен в бескомпромиссной манере времен социалистического реализма.
Уже только поэтому он оказался близок моему сердцу, истерзанному "чернухой" перестройки и раннего демократизма.
Если бы вопрошающий корреспондент на улице задал бы такой вопрос мне, я бы, ни на секунду не задумавшись, ответил бы - коллективизму!
Почему?
Потому что в соответствии с канонами социалистического реализма вся русская, а тем более - народная литература учила, прежде всего, этому.
А уже потом всему остальному.
Социалистический реализм, впитанный детскими мозгами из школьной программы и детской литературы, все равно лежит в основе всех остальных культурных напластований нашего поколения. Он может слегка маскироваться, гримироваться, затушевываться и не выставляться напоказ...
Но это - невыковыриваемо.
Поэтому мне страшновато за детей перестройки, поскольку в их фундаменте миропонимания заложены "страшилки", "ужастики" и "чернуха". На всю жизнь...
Но вернемся к курочке Рябе.
Так вот, по мнению ста двенадцати респондентов (ста на улицах и двенадцати в студии) "курочка Ряба" учит людей:
|